Национальность и религия

Ответы на вопросы

Ассаламу алейкум! Довелось мне встретить такие слова: «Она мусульманка, и ни при каких обстоятельствах нельзя приписывать себя к другой национальности. Потому что это форма проявления национализма, запрещённого в Исламе под страхом огня» и «Тот, кто причисляет себя к другой нации, не являясь принадлежащим к ней, пусть готовит место в аду... Тот, кто называет отцом того, кто не является им, пусть готовит место в аду». Обращены они были к девушке, но вот суть зацепила! Говорится о нации, только определение её в Исламе не даётся! Если наша нация – Ислам, тогда иных определений вообще быть не должно, но тут используется иное понимание нации! Расовое определение ещё может основываться на генетике, так как на этом уровне закрепляется приспособленность к определённым климатическим условиям! Но нация, почему?! Потому, что, расходясь по миру от места своего появления на свет, разные группы переселенцев осваивали разные территории, принимали разные общественные идеологии, перемешивались и взаимоинтегрировались, а так как культурное развитие застало человечество разделённым, языки сформировались разные!

Тем не менее, нация – лишь одна из ипостасей социального устройства человеческого общества, такая же, как классовое деление! Если бы последнее осуществилось первым, а национальности появились вторыми – национализм был бы не менее абсурден, чем призывы к этнической чистоте пролетариата или буржуазии! Это одинаковые явления! Так на чём тогда основаны приведённые мной высказывания, почему классовый статус можно изменять, а национальный якобы нет?! Все народы формировались лишь благодаря стечению разных людей, обладающих определёнными качествами и определённой философией, которая впоследствии превращалась в общественную идеологию и национальную культуру! К чему я всё это говорю: именно такое понятие только и можно вкладывать в национальность и только так я всегда делал! Своего отца я вообще никогда не знал и не видел, а в свидетельство о рождении мне вписали чисто формально «левого» человека, по материнской линии у меня есть выходцы из центральной России! Это я относительно своих предков. Только вот русским я себя не ощущал никогда, да и по внешности не очень похож. Татары же стали для меня по-настоящему родным народом, и именно как свой народ я татар воспринимаю! Привязанности и патриотизма по отношению к Татарстану у меня даже больше, чем у многих татар, и именно эту земли я даже не считаю, а ощущаю как родную!

Я уже написал, в чём заключается суть нации, так почему я не могу считать себя представителем татарского народа, вместе с которым я готов идти к полному единству всех мусульман, а должен относить себя к русским, которые для меня являются просто чужим народом – и по культуре, и по менталитету, и по образу жизни? При чём тут ненависть или превосходство? Просто среди русских я ощущаю себя чужим и воспринимаю их как чужой мне народ! Кого прикажете мне тут понимать под «своими» и «чужими»?! Волей Аллаха люди сходились и объединялись в народы – так продолжаться будет и дальше! Почему тогда и силу, направляющую меня сейчас, я не могу считать волей Всевышнего?!

Ответ:

С точки зрения религии:

Все люди равны перед Создателем, разница лишь в уровне набожности и богобоязненности. Всевышний в Коране, обращаясь к уверовавшим, говорит: «Воистину наипочтенный из вас – наибогобоязненный» (сура «Аль-Худжурат», аят 13).

 

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

В нашей религии строго-настрого возбраняется и запрещается национализм, а также любые его признаки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма!» Передаётся от Василя ибн аль-Аскаа, что он спросил Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, а что такое национализм?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это содействие, помощь своему народу (своей нации) в притеснении».

لَيْسَ مِنَّا مَنْ دَعَا إِلَى عَصَبِيَّةٍ ، وَلَيْسَ مِنَّا مَنْ قَاتَلَ عَلَى عَصَبِيَّةٍ ، وَليْسَ مِنَّا مَنْ مَاتَ عَلَى عَصَبِيَّةٍ وَرُوِيَ عَنْ وَاثِلَةَ بْنِ الأَسْقَعِ ، قَالَ : قُلْتُ : يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا الْعَصَبِيَّةُ ؟ قَالَ : أَنْ تُعِينَ قَوْمَكَ عَلَى الظُّلْمِ "

 

Здесь же хочу сказать, что помимо национализма есть и такое понятие, как идентичность, что не запрещено Исламом. Не вижу ничего запрещённого в том, что Вы позиционируете, считаете себя татарином, а не русским, поскольку Ваша натура, образ жизни, традиции и т. п. ближе к татарским.

В хадисах же, которые Вы упомянули в самом начале своего письма, говорится о тех случаях, когда имеются корыстные цели, когда от причисления себя к какому-нибудь роду или национальности имеется какая-то выгода или избежание наказания за преступление.

С точки зрения психологии:

Проблема, поднятая Вами, весьма актуальна и важна. Действительно, в детских домах или в иных условиях существует масса людей, доподлинно не знающих своих корней, а соответственно и того, к какой национальности они принадлежат. Не стану затрагивать религиозной стороны данного вопроса, об этом лучше меня скажет учёный богослов. Думаю, что насчёт таких ситуаций есть конкретные положения. Кроме того, важно знать, относительно каких случаев приводится упомянутое Вами вначале письма высказывание касательно наказания, ведь нельзя просто так вырывать слова из текста и строить на них положения.

Не исключено, что есть возможность узнать, какой национальности был Ваш биологический отец. Однако это вряд ли Вам поможет, так как у Вас проблема психологическая – этнического самоопределения, внутреннего ощущения принадлежности. Думаю, что для Вас важнее заручиться мнением богослова, чтобы не пугать себя и выяснить, является ли грехом для Вас причислять себя к татарам или оставаться русским. Вместо того чтобы мучиться подобными сомнениями, поменяйте своё отношение к проблеме, покажите на своём примере, что на самом деле Вы являетесь образцом этнической солидарности и Вам чужд национализм.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов
теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки