На протяжении столетий русские жили бок о бок с мусульманами на территории сначала Киевской Руси, потом Золотой Орды, Российской империи и Советского Союза. Такое длительное соседство привело к тому, что русское искусство обогатилось за счёт заимствований у мусульманских народов.
Многие традиционные промыслы, которые сегодня принято считать чисто русскими, были скопированы у народов Востока.
Произведения мусульманских мастеров настолько полюбилось русскому народу, что его представители начали производить подобные изделия у себя на родине.
Многие отличительные черты культуры, без которых невозможно представить себе Россию, обязаны своим происхождением мусульманам.
Знаменитый павловопосадский платок был заимствован русскими модницами у туркменских женщин, будучи частью национального костюма последних.
Производство шерстяных шалей с набивным рисунком началось в подмосковном городке Павловский Посад в 1860-е годы и совпало по времени с завоеванием царской армией Средней Азии. Привозимые из Туркестана пёстрые шали пришлись по вкусу русским красавицам.
Понимая, что спрос на диковинную в России вещь – расписной цветастый платок – должен быть велик, владелец ткаческой мануфактуры в Павловском Посаде Яков Лабзин перестраивает своё предприятие с производства материи и шёлковых платков на выпуск шалей восточного типа.
Большие узорчатые шерстяные платки с давних пор являются любимым головным убором туркменок не только в самой Туркмении, но также в Иране и Афганистане. Да и само слово «шаль», которым принято называть этот атрибут одежды, персидского происхождения.
Другим популярным русским сувениром является бело-голубая гжельская керамика, производство которой считается русским народным промыслом.
В реальности фаянсовую посуду с голубым рисунком в подмосковной местности Гжель, объединявшей несколько деревень, стали производить относительно недавно – в XIX веке.
Район Гжель на востоке Московской области богат глиной высокого качества, поэтому уже в Средние века здесь началось производство керамических изделий. Местные мастера делали не только посуду, но и кирпич, трубы, игрушки. А роспись декоративных изделий была в те времена не синей, а цветной.
В начале XIX века в Гжели начали производство фаянса, из которого изготавливали посуду, изразцы, статуэтки. Фирменным синим узором их стали расписывать лишь в 20-х годах XX века. Начало XIX века – период наивысших достижений гжельских мастеров. С середины позапрошлого века производство постепенно приходит в упадок.
Возрождён и поставлен на поток выпуск бело-голубой керамики был уже при советской власти в середине XX века. Только во времена СССР гжельская керамика получила широкую популярность в народе и приобрела славу традиционного русского промысла.
Несмотря на относительно недавнее появление, гжельскую роспись можно было бы считать чисто русским искусством, если бы оно не было точной копией искусства турецкого.
Производством бело-голубого фаянса с уникальным дизайном прославился османский город Изник.
Сегодня изникская керамика является визитной карточкой Турции. В одном лишь Стамбуле ею украшены более 40 мечетей, гробниц и дворцов.
Производство высококачественной керамики, расписанной голубыми кобальтовыми красками, началось в городе Изник в Западной Анатолии в конце XV века. Первоначально узоры, наносимые на фаянс, сочетали в себе арабские каллиграфии и китайский декор. В XVI веке дизайн керамики изменился, к чисто синему узору были добавлены зелёные и красные цвета. В XVII веке керамическое производство в Изнике идёт на спад, одновременно развиваясь в других городах Османской империи.
Сегодня большинство образцов старинной изникской керамики находятся в музеях за пределами Турции. Однако в самой Турции сохранилось огромное количество зданий, украшенных бело-голубым кафелем. Изникские изразцы можно увидеть в Бурсе, Стамбуле, Эдирне, Адане, Диярбакире и других городах. В Стамбуле изникской керамикой украшены мечеть Рустем Паши или мечеть Сокколу Мехмета Паши, усыпальница Селима Второго и центральные здания дворца Топкапы. А первым строением, инкрустированным бело-голубой плиткой, благодаря которому она приобрела свою популярность, стала мечеть Сулеймние в Стамбуле.
Сегодня керамические изделия в изникском стиле производят в Турции повсеместно. Бело-голубую посуду, статуэтки и декоративную плитку можно найти в любой сувенирной лавке.
Заимствования у мусульман имели место не только в русских народных промыслах, но и в архитектуре.
К примеру, в православных соборах можно часто увидеть стрельчатые арки, которые впервые появились в архитектуре мечетей около 1000 лет назад. Старейшей сохранившейся мечетью с галереей стрельчатых арок является мечеть Ибн Тулуна в Каире. Есть мнение, что на создание такой формы сводов зодчего вдохновила пальмовая роща. Листья пальм пересекаются друг с другом как раз под углом, создавая остроконечные арки. Впоследствии этот архитектурный элемент стал чрезвычайно популярен во всех мусульманских землях и был заимствован русскими и европейцами.
Многие известные в России здания являются точной копией мусульманской архитектуры. К примеру, Покровский собор на Красной площади в Москве, возведённый по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани, является, по мнению учёных, копией казанской мечети Кул Шариф.
По своему стилю храм уникален и непривычен для русского зодчества. Других подобных строений средневековой русской архитектуры до нас не дошло.
По мнению историка Худякова, Покровский собор больше всего напоминает разрушенную в ходе взятия Казани мечеть Кул Шариф с её восемью минаретами, предание о которых было записано Ш. Марджани. Из других аналогий между московским храмом и казанской мечетью историк приводит отсутствие главного фасада, характерное для татарской архитектуры, и восточный дизайн куполов.
Помимо Покровского собора зодчий Постник Яковлев также проектировал каменную крепость в Казани и на месте мог ознакомиться с особенностями татарской архитектуры. А вполне возможно, и он сам имел татарское происхождение. Ведь имени Постник у русских не существует, зато у татар широко распространено имя Ураз, которое и означает «постящийся».
Символично и расположение Покровского собора. Он стоит на пути, по которому с Ордынской дороги представители ханов Золотой Орды приезжали в Кремль.
Из исламской архитектуры была заимствована и планировка богатого русского дома – хором.
Слово «хоромы» созвучно с арабским словом «харам», которое означает «запретный», или турецким «гарем», имеющим то же значение.
Гаремом называли часть мусульманского дома, где обитали женщины семьи и куда вход посторонним мужчинам был запрещён. В русских хоромах дом также был разделен на две части: жилые хоромы (или горница) и повалуша. Повалуша, служившая для приёма гостей, всегда стояла особняком от жилых комнат, соединяясь с ними сенями, исполнявшими роль прихожей. Точно так же был устроен и мусульманский дом, где женская часть – «гарем» – располагалась отдельно от гостевых комнат и была запретной для гостей противоположного пола.
Жившие в таких хоромах русские бояре и воины-богатыри придерживались мусульманского стиля не только в планировке жилища, но и в дизайне доспехов и одежды, которая украшалась аятами из Корана и мусульманскими молитвами – дуа.
Само слово «богатырь» имеет тюркско-персидские корни; вероятнее всего, оно произошло от слияния тюркского «батыр» и персидского «бахадор», которые означают «витязь».
Классический образ русского богатыря полностью соответствует облику мусульманского воина Средневековья.
Это не удивительно, ведь оружие и доспехи для русской армии покупались у мастеров Халифата.
В Оружейной палате московского Кремля сохранились оружие и шлемы, украшенные строками из Корана. Частично это оружие приобреталось в исламских землях, поскольку оружие Османской империи считалось в те времена наилучшим, а частично изготавливалось по турецкому образцу русскими специалистами.
Причём русские оружейники копировали не только функциональные особенности оружия, но и дизайн, тщательно срисовывая арабскую каллиграфию. Возможно, данные надписи, непонятные русскому человеку, читались своего рода заклинаниями, приносившими победу воинам Ислама.
Оружие с аятами Корана считалось элитным, его носили не простые воины, а цари и князья.
Динара Джалилова
НА ФОТО:
1) Туркменки Ирана.
2) Лампы для мечети, изникская керамика, 1510 год, из коллекции Британского музея.
3) Купола собора Василия Блаженного. Москва
4) Шлем царя Алексея Михайловича, Оружейная палата московского Кремля.