Мысли о творчестве

Ахмад-хаджи в книге «Благонравие праведников» в разделе о качествах, препятствующих истинному поклонению, пишет, что на просьбу сатаны дать ему муэдзина (призывающего к молитве) Всевышний ответил, что это будет свирель, на просьбу сделать книгу Всевышний сказал: Это песни и стихи».

Когда читала это высказывание, были двойственные чувства. Смутное ощущение истинности слов и недоумение. Объясню, почему недоумение. Для человека, оторванного от религии, избравшего путь интеллектуального развития, жизнь немыслима без искусства, музыки, поэзии. Этот вид деятельности человека сопряжён с душевными муками, терзаниями, ожиданием вдохновения, депрессиями, а порой и искусственным подогревом творческого воображения алкоголем и психоактивными веществами. То есть для того, чтобы творить музыку и стихи, необходимо разбередить душу. Таким образом, созданные произведения трогают сердце, оставляя глубокий след в людях, соприкасающихся с произведениями искусства. В светской среде много говорится о его великой силе.

Но по личному опыту знаю, что талант творить чаще всего появляется у людей израненных, изломанных психологически, воспринимающих жизнь через призму психологических расстройств. Часто в минуту испытаний люди отворачиваются от Создателя, считая себя несправедливо наказанными. Талантливые люди нередко бывают охвачены гордыней, тщеславием. Как-то беседовала с профессором Литературного института и до сих пор помню его слова: «Я не стал писателем, так как не хочу томиться ожиданием вдохновения, терзаться муками творчества и спиться в ожидании признания». Понимание всего вышесказанного и дало смутное ощущение истинности слов, приведённых в книге Ахмада-хаджи. Недоумение и, возможно, сопротивление, потому как огромный пласт жизни, связанный с искусством, входит в зону риска встречи с дьяволом.

Как избежать искушения и разрушения во время встречи с талантливыми, а иногда гениальными произведениями искусства? Как, отказавшись от культурного опыта человечества, не прослыть невеждой, ограниченным в мировосприятии человеком?

Работая над этой статьёй, посетила выставку Рафаэля Санти из собрания лучших музеев Италии. Шёл дождь, было одиннадцать часов утра, но очередь желающих попасть на просмотр картин художника уже выстроилась. Пришлось стоять минут двадцать в ненастную погоду, и это утром в будни! Представляю, что будет в выходные.

Отметила, что живопись больше не оказывает на меня такого сильного воздействия, как раньше. Была ли огорчена? Ничуть. Потому что обрела гораздо больше – веру в Творца. И неоднократно имела возможность убедиться в бесконечной милости и милосердии Всевышнего.

То, что выставки живописи пользуются такой большой популярностью, как мне кажется, имеет своё духовное и психологическое обоснование. Например, на выставку картин Серова в Третьяковской галерее люди стояли в мороз по несколько часов. МЧС даже пришлось организовать горячее питание и чай для очереди страждущих посмотреть картины великого русского художника. Налицо искреннее и сильное желание приобщиться к прекрасному, а не просто дань моде. И это очень радует, но одновременно говорит о том, что в душе современного человека огромный дефицит прекрасного. И его нужно восполнять из внешних источников, в том числе через созерцание произведений искусства, содержанием которых являются вечные ценности, красота природы, красота человека, любовь к родным просторам.

Но мне кажется, что практика намаза даёт стабильное ощущение присутствия красоты и мудрости во всех творениях Всевышнего, исходящее из глубины души человека. Её можно черпать и в сердечном общении людей в кругу семьи и друзей.

Пока не довелось увидеть красоту восточного орнамента мечетей в культовых местах поклонения мусульман, чтобы сравнить понимание красоты в исламском мире и традиционных европейских ценностей. Но дорогу осилит идущий. Искренне надеюсь, что такая возможность представится.

Гузель Махортова, кандидат психологических наук