Исламская культура – что это такое?

Наверно, не было ещё в истории России, а быть может и всего мира, такого момента, когда вопрос об исламской культуре стал бы с такой остротой. Отчего он столь актуален? Оглянитесь вокруг: вот где-то в «горячих точках» планеты идут войны или совершаются теракты, которые объясняют взрывом «религиозного экстремизма», точнее даже – «исламского терроризма»!

А ведь любой знаток истории скажет, что сама этимология слова «ислам» - это по-арабски «мир, гармония, согласие». Значит, тут противоречие внутри самого языка, словесная нелепица – не может, просто по определению не может быть такого явления, как «исламский терроризм», как и «горького сахара» или «чёрной белизны».

Рубеж 20 и 21 века дал всем нам, современникам нелёгкую задачу - распутывать сложный узел, искать первоначальный смысл исконных понятий. Вокруг идёт настоящая информационная битва: часть мировых СМИ вполне осознанно искажает действительность и часть людей поддаётся на пропаганду-обман. У нас в стране дело так обострилось, что глава государства сформулировал новую задачу: нам нужна «новая социализация ислама, создание сети исламских культурных центров», - говорит президент Владимир Владимирович Путин. Так что это такое – «исламская культура»?

И есть ли вообще в источниках мусульман само это слово «культура»? Уж не выдумка ли это, извне навязанная какими-нибудь «религиоведами» и «доброжелателями»? Разберёмся в понятиях.

Общеизвестно, что ислам – это всемирная и универсальная религия, охватывающая все аспекты человеческого бытия, материальные и духовные. Сам ислам – не культура. Он шире. Но его пронизывает (или при неверном понимании, не пронизывает) культура.

 

Что же такое культура? Думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако, это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «сакафа» и означает определённые черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином обществе, изучают, создают сами и разделяют друг с другом. Культура – это то, что отличает одну группу в человечестве от другой.

И ещё шире следует сказать - культура также отличает человечество от животного мира. Человеческая культура охватывает сферу верований, правил поведения, язык, обрядность, искусство, технологии, стиль одежды, питание, политическую и экономическую системы… буквально – как было сказано вначале – пронизывает все сферы жизни. И в самой глубине жизни невозможно разделить сферы веры, религии и её проявлений, воплощений через культуру! Всё в глубине слитно – а на поверхности…

Соотношение религии и культуры, может быть, стоит выразить таким афоризмом: религия без культуры превращается в мракобесие (радикализм, включая терроризм), а культура без религии превращается в цинизм.

В наши дни мы видим горькие плоды этого разлада между культурой и религией: где-то фанатики веры (отбросив свою культуру) превращаются в мракобесов и лже-мучеников, а где-то культура потеряла связи с моральными и религиозными ценностями, стала или «шоу-бизнесом» или «зеркалом агонии всего человеческого». Если первым отклонением страдают в основном восточные сообщества, предки которых были мусульмане, то второе отклонение распространяется в Европе и США, странах, которые всё более утрачивают свои былые корни в христианстве и иудаизме. Парадокс – именно эти две «отклоняющиеся» группы и ведут друг с другом битвы в СМИ и временами в реальном пространстве.

Но поскольку так развивалась наша цивилизация, что исконно слитные понятия «религия» и «культура» разошлись и даже стали… враждовать – нам необходим рациональный анализ: что же составляет особенности, характеристики культуры? В нашем случае – конкретно – исламской культуры?

Пропишем в тезисах по пунктам то, что обычно пишут об этом и сами мусульманские мыслители, и исламоведы.

1 - Ислам – это отдельная специфическая культура, база которой в религии Единобожия. Вот почему она принципиально не является «арабской, ближнее» или просто «восточной». Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу.

2 - Универсальные основы исламской культуры произрастают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (по-арабски «аараф» или «адат»). Поэтому, всё-таки допустимо и можно говорить об арабской, индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской (и прочих) исламских культурах.

3 - В развитии собственной, мусульманской культуры, мусульмане должны также сотрудничать (и реально сотрудничают!) с людьми других культур. Культура ислама основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Мусульмане извлекают пользу из опыта и знаний всего человечества, открытыми к нему - для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее.

4 - Теоцентричность. Вся исламская культура тео- или бого-центрична. Это принцип «таухида» (Единобожия), вера в Божественное наставление, переданное через всех Пророков, последним из которых является Мухаммад. Мусульмане верят в жизнь после смерти и в День Суда, делают акцент на молитву и на благочестивые деяния – пост, закят и хадж. Верят также и в то, что Аллах, как Создатель мира, дозволил человечеству одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»). Без этих «богословских компонентов» нет никакой исламской культуры.

5 - Равенство, терпимость и братство. Исламская культура особенно подчёркивает, что все люди равны. Мусульманин не приемлет любой дискриминации по расе, цвету кожи и т.п., подчеркивает ценность и достоинство всех людей пред лицом Бога. Муслим исповедует свободу для каждой личности и отсутствие принуждения в религии.

6 - Культура ислама ориентирована на мораль и достоинство человеческой личности - в подчёркивании таких ценностей, как правдивость, честность, скромность («хайя»), чистота («тахарат»). Мусульманство против расточительности, выставления себя напоказ, экстремизма. Исламская культура учит уверенности в себе и самостоятельности, подчёркивает милосердие и щедрость. Культура для мусульман – это культура семейных ценностей, особо подчёркивающая здоровые отношения между супругами, воспитание детей, любовь и уважение к старшим. Категорически отвергаются прелюбодеяние, блуд, гомосексуализм, азартные игры, употребление одурманивающих веществ - где бы ни жили последователи ислама, в любое время и среди любых народов.

7 - Исламская культура динамична и изначально прогрессивна, направлена в мир. Она подчёркивает социальную справедливость, устраняет угнетение и зло в общественных отношениях, в частности, в экономике и распределении мировых богатств. Она чётко призывает к обучению и получению знаний, не делая при этом противопоставления между «религиозным» и «светским» образованием. Любое знание важно. Подчёркивается необходимость открытости разума новым знаниям и желание получать их из любого источника. Исламская культура поддерживает искусство, архитектуру, бережное отношение к здоровью и к окружающей среде.

8 - Исламская культура ориентирована не на некий «эксклюзивизм», замкнутость и самодовольство - но на «дауат», то есть на призыв к исламу. К исламу людей следует призывать без какого-либо принуждения. Исламская культура учит не спору и подавлению, а диалогу с другими. Изначальная человеческая природа – благая, и если дать возможность человеку познать ислам, как он есть, то он сам сможет найти в нём радость и удовлетворение. В конце концов Истина восторжествует, а ложь исчезнет. Сама культура ислама подчёркивает необходимость терпения и напоминает, что муслимы всегда должны сохранять работоспособность и доверие к Аллаху – Творцу, Господу и Вседержителю миров.

… Только укоренённость культуры в глубинах религии, неразрывность теоретических понятий и жизненной практики, синтез религии и культуры – залог верного понимания самой «исламской культуры», также как и залог реализации принципов самого «ислама, как религии».

=====

Сергей Маркус – культуролог, поэт, главный редактор журнала  «Исламская культура»

Источник: журнал «Исламская культура»