Каллиграфия – услада для тонких душ

Одним по душе яркие полотна знаменитых живописцев, другим – чёрно-белая строгая и сдержанная графика, а есть ценители особого искусства, в котором гармонично живут насыщенность и лаконичность, минимализм и несравненная глубина. Арабская каллиграфия…Отдельное направление в разнообразном и богатом мире художественных искусств.

 

Арабская каллиграфия берёт свои истоки в те времена, когда был ниспослан Священный Коран.

В прошлом Священную книгу мусульман переписывали вручную. Из-за ответственности, уважения и почтения к Великому Слову Всевышнего переписывали Коран люди с самым красивым почерком.Это и стало первым этапом развития каллиграфии.

После того как Ислам начал распространяться по всему миру – от Сирии и Византии, включая Испанию и Северную Африку, на западе до Персии на Востоке, – искусство красивого написания Священного Текста приобретало национальный колорит.

Первым из каллиграфических стилей стал Куфи, созданный после основания двух иракских городов – Басра и Эль-Куфа.

Куфический стиль письма имеет очень чёткие, специфические геометрические пропорции. Угловатость и ширина букв строго выдержана, вертикальные линии слабо выражены, буквы вытянуты по горизонтали. Куфическое письмо универсально подходит для росписи любых материалов: металла, шёлка, стекла, керамики, дерева и т. д.

К XIвеку появились шесть основных стилей каллиграфического письма: куфи, насх, рук’а, сулус или сульс, мухаккак, дивани и насталик.

Насх, что значит «копирование», – один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Для него характерны чистота форм и читабельность.Этот стиль используют при переписывании Корана.

Дивани возник в Османской империи. Его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Рук’а – для него характерна простота и лаконичность, при его написании используется малое число движений, именно поэтому это самый распространённый стиль для повседневной жизни.

Гульзар был введён в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы. Гульзар необходим в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.

Марайя или мутханна – техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Как же создаются все эти удивительные, тонкие и глубокие работы?

Существует много нужных каждому каллиграфу инструментов, среди них кисти, ножницы, нож для очинки перьев и чернильница. Но одним из самых важных инструментом является калам – перо, сделанное из высушенного тростника или бамбука.

Что касается чернил, используют чёрные и коричневые (часто используются, поскольку их густота и насыщенность могут сильно варьироваться), а также жёлтые, красные, синие, белые, серебряные и золотые.

Но искусство каллиграфии не просто создание приятной для глаз картины. Чаще всего в этой технике выполняют работы, содержащие аяты Корана, имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и самого Всевышнего Аллаха. Мастер-каллиграф через цвет, формы и линии пытается передать свою любовь к Исламу, показать всю его красоту и глубину, позволяет окружающим заглянуть в своё сердце. Только это превращает человека, обладающего определёнными навыками и красивым почерком, в настоящего каллиграфа, чьи работы становятся усладой для душ тех, кто их видит.

Среди таких выдающихся художников – Халед аль-Саай, мастер каллиграфии из Сирии. Этот автор работает в очень широком диапазоне стилей – от классики до модернизма. Кажется, что в его композициях буквы и визуальные формы сливаются воедино, чтобы создавать целые пейзажи, движение цвета и чувств.

«Для меня буквы – живые, они имеют множество форм и передают состояние человека: буквы могут дышать, быть счастливыми, грустными, танцевать и выражать себя», –  поделился мастер водном из своих интервью.

Аль-Саай является обладателем ряда наград международных фестивалей и каллиграфических соревнований. Его работы можно найти в коллекциях таких известных музеев мира, как Британский музей (Лондон), Денверский музей искусств (Колорадо, США), Музей каллиграфии Шарджи (ОАЭ) и многие другие.

Что ж, какой путь вы для себя выберете – созерцать работы известных мастеров каллиграфии, научиться самому азам этого искусства или попробовать стать настоящим каллиграфом,создающим удивительные шедевры, – решать только вам. Главное – помнить о своём сердце и намерении, которое в нём живёт.Если оно будет верным, то обычное искусство будет приносить пользу нам самим и окружающим людям.