Как на Руси хиджабы носили

«У нас так не ходят! В России не принято!» — тихо и неприязненно процедила посетительница театра мусульманке в хиджабе. Празднично одетая Амира не смутилась и спросила: «А вы знаете, что такое убрус? Повойник? Как ходили раньше на Руси?» Женщина промолчала и отошла.Для петрозаводчанки Амиры Сиухиной этот случай стал поводом, чтобы начать проводить мастер-классы по повязыванию платков для немусульманок. Что из этого вышло, вы узнаете из репортажа нашего корреспондента Дины Тозан.

А ты все та же — лес, да поле, 

Да плат узорный до бровей...
А. Блок
 

Инициативная девушка пришла в один из магазинов города, где продаются украшения и палантины, и предложила необычную идею. Директор пошла навстречу. Вот уже полтора года Амира собирает на своих мастер-классах женщин разных национальностей и религий и рассказывает, что символизирует платок в каждой из культур. 

Свой шестой мастер-класс Амира посвятила Дню народного единства. Это был первый раз, когда я смогла посетить ее мероприятие. Платок надеваю ежедневно и привыкла повязывать его одинаково. Иногда я забываю, что хиджаб — это корона, которую нужно носить достойно. Чаще всего время не позволяет задрапировать ткань необычно. А тут мне выдалась возможность посмотреть, как можно интересно повязать платок, и послушать, как его раньше носили на Руси.

Когда я пришла, в небольшом зале уже собралось около 10 женщин. За витриной, примостившись на скамеечку, их ожидали мужья. Обстановка мне даже напомнила ток-шоу: на фоне баннера стояли стулья, куда рассаживали гостей мероприятия. Приглашенный оператор фиксировал все на видеокамеру. За подготовкой следила красавица Амира. Вот что она мне поведала:

«Сегодня я расскажу про русские национальные головные уборы, почему их носили. Наша цель — возрождение традиций, сплочение многонационального и межконфессионального общества нашей страны. Возрождая национальные традиции, мы налаживаем связь с предыдущими поколениями. В наших мастер-классах участвуют девушки разных национальностей. Это и чеченки, и дагестанки, украинки, белоруски, русские, карелки.
Убеждена, что сейчас нам как никогда необходим диалог, ведущий к взаимодействию и взаимоуважению. Таким образом, проводя мастер-классы для немусульманок, мы ищем точки соприкосновения. И находим их. Мы надеемся, что люди потом поймут, что платок — элемент женственности. Платок — это целомудрие, сила, честь, достоинство каждой женщины».

Когда мастер-класс начался, Амира достала планшет и начала показывать костюмы девушек на Руси. На экране мы увидели практически настоящих мусульманок! 

«Испокон веков на Руси носили платки и длинные сарафаны...», — рассказывала девушка. Головной убор говорил о статусе. Незамужние девицы ходили с непокрытой головой. Но не нужно забывать о том, что и замуж девушки на Руси выходили уже в 15–16 лет. 
Известно, что в XIII веке перед свадьбой проходил обряд: подруги заплетали невесте две косы, которые укладывали вокруг головы. Поверх прически девушке впервые надевали повойник — нижний головной убор замужних женщин. Это мягкая шапочка из цветной ткани, иногда с твердым очельем. Она должна была полностью закрывать волосы.А во время праздника жених накидывал на девушку платок, и это означало, что с этого момента красота избранницы принадлежит только ему. На улицу замужняя женщина выходила в головном уборе, и никто, кроме супруга, не мог видеть ее волосы.

Позже роль повойника выполняли сороки, подубрусники, волосники. Их носили женщины разных сословий и классов. Небольшая шапочка из тонкой ткани состояла из дна, околыша и шнуровки вокруг головы. У богатых ее шили из шелковой или золотной материи. Область лба украшали жемчугами и камнями. Нашивку берегли и передавали от матери к дочери, чтобы перешить на другой головной убор. Снять волосник означало опростоволоситься, то есть сделать грубый промах, опозориться. 

Для мусульманок роль повойника, волосника, подубрусника играет бони. Она также закрывает все волосы и не позволяет платку скользить.

Поверх нижнего головного убора замужние женщины надевали убрус, который стал особенно известен в XV–XVI веках. В областях России он назывался по-разному: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата. Это белое или красное тонкое полотно, длиной до 2 метров и шириной 40–50 сантиметров. Его концы украшали жемчугом, вышивкой из шелка, серебра, золота. Убрус умели завязывать по-разному. Первоначально один конец свисал на плечо, другим концом обвязывали голову и закалывали под подбородком. Позже, когда убрус приобрел треугольную форму, края платка закрепляли спереди у шеи. 

Все эти способы показывала Амира на семи участницах мастер-класса. На первую модель — Ольгу из Петрозаводска — Амира накинула павловопосадский платок, «потомок» того самого убруса. В создании образа помогали подруги-мусульманки: Мадина Магомедова, Марият Эльдарова и Ольга Родионова. Они подавали булавки, брошки, платки различных тканей и цветов, приглашали посетительниц магазина.

После того как участниц мастер-класса превращали в царевен и приглашали к зеркалу посмотреть на себя в новом амплуа, реакция девушек была эмоциональной. Они краснели, опускали глаза. Мне было интересно наблюдать, как удачно подобранный платок менял их не только внешне, но и внутренне. 

Оператор отметил, что им было бы приятно, если бы супруги постоянно так скромно ходили. Когда красота женщины принадлежит только одному мужчине, он и относится к ней особенно, с трепетом. 

Я вспомнила, как на меня первый раз надели хиджаб. Это было красиво. Мне казалось, что надо мной поработал профессиональный парикмахер. Потому что в силу своего незнания я долго не могла повторить тот способ. Амира же знает около 100 способов завязывания платка, придумывает их сама. 

«Платок нужно уметь носить. Это наше достоинство, честь. Мы как царевны и не имеем право надеть его на себя неаккуратно. За все мастер-классы я не видела ни одной женщины, которая бы сказала: «Вы мне некрасиво повязали». Но были женщины, которые утверждали, что им не идет платок. Когда я им подбирала особенный стиль, они говорили: «Да, мне действительно хорошо». А на предыдущем мастер-классе одна участница поделилась таким впечатлением: «Я первый раз в жизни себя ощущаю себя принцессой!»

Платок может стать оригинальной частью женского гардероба. По словам Амиры, главное — правильно подобрать цвет и, конечно, ткань. Она отдает предпочтение натуральным тканям (хлопок, лен, шелк, шерсть), так как они позволяют волосам дышать. Удачно выбрать цвет палантина можно, если знаешь, что сочетается с глазами, кожей и одеждой. Например, если у тебя светлый тон кожи лица, то к нему подойдут теплые оттенки: красный, оранжевый, желтый, терракотовый, коричневый. С кожей бежевого или золотого оттенка будут хорошо смотреться голубые и зеленые тона. К темной, смуглой коже подойдут оттенки белого, кораллового, персикового. 

Платок можно повязать и более строго, для работы (без лишних складок), и менее официально (воздушно, с ниспадающими складками). Красивая брошка и ободок дополнят образ, что Амира и продемонстрировала на одной из участниц. 

Каждый мастер-класс, который проводит Амира, фиксируется на фотоаппарат и видеокамеру. Репортажи загружают в YouTube. Один мастер-класс уже набрал даже больше ста тысяч просмотров. Возможно, для кого-то эти видео открывают ислам, в том числе хиджаб. Ведь Амира не только показывает необычные способы повязывания платка, но и рассказывает, зачем мусульманка носит хиджаб, как он меняет ее характер, делает более женственной. А также говорит о том, что платок не чужд нашей культуре. 


Текст: Дина Тозан
Фото: Калоева Оксана и Секачева Нина

Источник