Мужчина – тот, кто носит шапку, а женщина – платок

В карачаево-балкарской этнокультуре особое место занимает бёрк (шапка). Есть специализированный фразеологизм, обозначающий представителя мужского пола: «башына бёрк кийген» – «мужчина»; буквальный перевод этого выражения – «тот, кто носит шапку».

Шапка не только предмет одежды мужчины, но и символ его достоинства. Традиционно считалось, что шапку носят не для тепла, а для чести. По этическим правилам никто не имеет права дотрагиваться до головного убора мужчины, если он надет. В давние времена нарушение этого правила могло привести даже к кровной мести.

Недаром в социуме употребительно следующее высказывание: «Башынгда бёркюнг бар эсе, зат айтып бир кёр» – «Попробуй скажи что-нибудь, если на твоей голове есть шапка».

Есть такое выражение: «Биреуню бёркюн алсанг, бёркюнге сакъ бол». Буквально это означает: «Если возьмёшь чью-либо шапку, береги свою». Смысл данной пословицы: «Если будешь играть с честью кого-либо, береги свою честь».

Рассмотрим и другие пословицы, в которых закодирована связь между головным убором и мужчиной в карачаево-балкарской культуре.

Шапка – показатель респектабельности мужчины: «Бёркю аманны бети аман» – «У кого плохая шапка, у того и вид плохой».

Шапка может выполнять функцию советчика: «Сорур адамынг жокъ эсе, бёркюнге сор» – «Если не у кого спросить, спроси у шапки».

Шапка является и мерилом удальства: «Бёрю атарыкъ бёркюнден белгили» – «Могущего стрелять в волка видно по шапке».

И другие: «Мыйысыз башха бёрк акъыл бермез» – «Голове без мозгов шапка ума не даст».

По карачаево-балкарскому этикету мужчины не снимали головные уборы и в помещении, за исключением башлыка. Иногда, снимая шапку, надевали лёгкую шапочку из ткани. Существовали и особые «ночные» шапки – «кечеги бёрк», главным образом у стариков.

Шапка – способ выражение доверия. Обменяться с кем-либо шапками означало проявление самой большой дружбы и доверия.

Шапка – дорогое наследство. Согласно традициям карачаевцев и балкарцев, когда умирал мужчина, его одежда и вещи раздавались близким родственникам, но головные уборы не дарили никому, если было кому носить в семье, а если такого не оказывалось, их преподносили самому уважаемому мужчине в роду.

 

Виды мужских головных уборов
 

Их у карачаевцев и балкарцев имеется достаточное количество. Например: башлыкъ (башлык), къалпакъ (шляпа), бёрк, бокка (дет.) (шапка), бухар бёрк (каракулевая шапка), кечеги бёрк (ночная шапка), кийиз бёрк (войлочная шляпа), пес бёрк (феска), чырпа бёрк (папаха), жюн бёрк (шерстяная вязаная шапка), къулакълы бёрк (шапка-ушанка), салам къалпакъ/гетен бёрк (соломенная шляпа). А также тёппе бёрк (букв. – «шапочка для макушки»), которая вполне соответствовала своему названию: её носили на макушке старики, а поверх надевали ещё и меховую шапку; тёппе бёрк имела и другое название: «такъыя» (заимствованное из арабского).

 

В этнокультурном отношении шапке противопоставляется платок.

Если шапка предназначена для мужской головы, то платок – для женской. В карачаево-балкарском языке она посредством фразеологизма определяется как «башына жаулукъ къысхан» – «женщина»; буквальный перевод выражения – «та, кто носит платок на голове».

Платок в карачаево-балкарской лингвокультуре отмечен рядом позитивных с точки зрения социума этнокультурных характеристик.

Платок – символ мира. Он представляет собой символ мира, примирения. Об этом свидетельствует тот факт, что если женщина бросает платок между выясняющими между собой отношения мужчинами, то они обязаны прекратить противостояние, т. е. платок способен примирить кровных врагов.

Платок – символ непорочности. Белый платок символизирует непорочность. Снятие белого покрывала с головы невесты – «баш ау
алгъан» – являлся одним из главных актов свадебной церемонии, а снявшему его дарили ценные подарки. У многих народов смена головного убора девушки на убор замужней женщины приурочивался к свадьбе.

Платки – обязательное приданое невесты.

Платок – элемент тёплой одежды. Пожилые женщины в холодную пору накидывали тёплую шерстяную шаль «уллу бота», «ауат бота», «суу бота». К престижным головным уборам у карачаевок и балкарок относились также «жюн жаулукъ» и «кёрпе жаулукъ» – шерстяные пледы, которые носили, накинув на плечи. Это было одеждой взрослых женщин, девушки носили их довольно редко.

Женский платок часто упоминается и в карачаево-балкарском эпосе в описании эмегенши: «Башына жюз бла жарым къарыдан кендираш халыдан жаулукъ къысып» – «На голове у неё был платок, связанный из полутора сотни локтей (къары – локоть, старинная мера длины) конопляной нити».

 

Подготовил Хадис Тетуев