В Пушкинском музее показали шедевры мусульманского искусства (ФОТО)

Министерство культуры РФ, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани в феврале 2013 года представили зрителю выставку «Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего». Эту выставку уже назвали событием года. В Отделе личных коллекций представлено лучшее, что было создано мусульманскими художниками за тысячу лет: керамика, персидские миниатюры, ковры, парадные облачения. Выставка приглашает современного зрителя приобщиться к этой возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему. В интервью сайту «Ислам.ру» об этой уникальной выставке рассказал Рустам Сулейманов, президент Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Марджани.

– Рустам Раисович, на сайте «Ислам.ру» есть рубрика «Культура» и для ее читателей явилась радостной весть о выставке произведений классического исламского искусства, которую вы организовали. Ознакомьте наших читателей с этим важным событием в мире искусства, которое приглашает современного зрителя приобщиться к возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему.

– Язык красоты понятен всем людям и служит мостом для взаимопонимания народов и культур. Это первая демонстрация коллекции, насчитывающей ныне сотни произведений. Для выставки отобрано 99 шедевров мирового значения по числу прекрасных имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах. Подобно именам Создателя, произведения мусульманского искусства отражают истинную красоту, созерцание которой приближает зрителя к Богу. Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) до монгольского нашествия, время Чингизидов, постмонгольский период. В первом разделе представлены произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, представляющие наивысшие технологические достижения эпохи. Второй раздел выставки соотносится с гораздо большим географическим пространством от Китая до степей Восточной Европы, так как искусство монгольской империи было единым на этой огромной территории. Хотя монголы времени Чингисхана не были мусульманами, но в итоге три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю, приняли ислам. Третий раздел составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей – Мамлюков (1250–1517), Османов (1281–1924), Тимуридов (1370–1507), Шейбанидов (1500–1598), Сефевидов (1501–1722), Каджаров (1779–1925). Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль – изделия, снискавшие мировую славу для мусульманского искусства. Многие из экспонатов выставки уникальны, часть из них публикуется впервые, другие за последние сто лет не раз показывали широкой публике. Гордость коллекции составляют стеклянные чаши X века, керамические изделия, костюмы монгольского времени (конец XIII-XIV века) в редчайшей сохранности, строка из колоссального Корана, переписанного рукой царевича Байсункура, внука Тамерлана, в память о великом деде; молитвенный ковер середины XVI века, изготовленный в шахских мастерских Ирана и подаренный шахом турецкому султану. 99 имен Всевышнего вытканы на этом ковре.

– Какую оценку дали этой выставке российские искусствоведы и эксперты?

– Коллекция фонда Марджани признана лучшей частной коллекцией в нашей стране и одной из лучших в мире. По словам директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, « 99 экспонатов – хотя это небольшая коллекция, но мы видим совершенно замечательные, мирового класса памятники». Познать исламское искусство, как уверяют исследователи, можно только, руководствуясь восточной мудростью о том, что весь мир состоит из явного и сокрытого. Не торопясь, нужно считывать слой за слоем – от поверхностного идти к глубокому. Не случайно центральное место в экспозиции отдано молитвенному ковру XVI века. Это подарок персидского шаха османскому султану. Можете себе представить, каков уровень был этого дара. Поскольку на тот момент это были одни из мировых лидеров и страны представляли из себя неизмеримо больше, чем мы знаем сейчас об Иране и Турции. Роскошь и величие здесь не только в шерстяных коврах, простроченных золотыми нитями. Рядом – керамика. Внутри чаши, между тонкими слоями стекла – искусный рисунок из золотой фольги. Это восточно - иранская глиняная чаша, на которой каллиграфическим почерком написано: «Жадность – проявление бедности». А вот признаком богатства и власти в конце XIII века были ткани. Чудом сохранившийся халат с меховой оторочкой, несмотря на свои размеры, – женская верхняя одежда. По ней без труда ученые рисуют облик владелицы – уроженки Юаньского Китая.

– Можете рассказать конкретно о каком - нибудь уникальном экспонате?

– Да, конечно, все наши экспонаты уникальны в своем роде, но можно выделить, например, великолепную чашу, изготовленную в Сирии в конце 10-го века. На дне ее - надпись почерком «цветущий куфи» «Власть принадлежит Богу». Это один из четырех двухслойных стеклянных сосудов, сохранившихся в мире до нашего времени. Рисунки на нем, вырезанные из золотой фольги, заключены между двух слоев стекла. Технология двухслойного стекла была известна еще в античную эпоху, но у этого стекла совершенно иная технология. Например, у него нет сварного шва. Считается, что эта особая техника была изобретена в одной мастерской в Сирии. Вариантов, как создавался двухслойный сосуд, несколько. Один из них: на внешнюю сторону готового сосуда насыпался стекольный порошок, сосуд нагревался, порошок плавился, обволакивал сосуд и рисунок на нем. Фантазия у древних мастеров была потрясающая!

– Рустам Раисович, расскажите, пожалуйста, как сформировывалась ваша уникальная коллекция, как вам удалось собрать такие уникальные и истинные шедевры?

– Коллекционную деятельность Фонд ведет с середины 2000-х годов. Формирование коллекции шло разными путями - через покупки у частных лиц, аукционные торги. Сегодня коллекция фонда насчитывает несколько сотен произведений мусульманского искусства и считается едва ли не лучшей в России. Мы работаем со многими экспертами, поскольку каждый из них специализируется в своей области. Мы работаем и с российскими специалистами, и с зарубежными. Речь идет и о качестве вещей, и о выявлении подделок. К сожалению, рынок искусства - такой же рынок, как и все прочие. Бывают случаи намеренного и ненамеренного обмана или ошибок чисто научного характера.

Помимо показов и выставок, чем еще занимается ваш Фонд?

Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Шихабуддина Марджани (Фонд Марджани) – негосударственная общественная организация, ставящая задачей содействовать осуществлению оригинальных проектов в области развития гуманитарных наук, культуры и искусства. В настоящее время Фонд Марджани реализует проекты в нескольких основных направлениях – издательском, музейно-выставочном, научном и культурно -просветительском. В издательской программе Фонда – выпуск научно значимых трудов российских ученых-востоковедов, сочинений средневековой мусульманской классики, современных исследований в областях лингвистики, истории, религиоведения и политологии. К числу приоритетных направлений относится издание переводов фундаментальных памятников мусульманской религиозной и политической мысли, исторических источников и документов прошлого и настоящего с арабского, персидского, различных тюркских и кавказских языков; важнейших архивных документов мусульманских сообществ в России, бывшем Советском Союзе, Ближнем и Среднем Востоке, Европе; результатов изучения различных аспектов жизни мусульманских сообществ в России и за рубежом в прошлом и в настоящем; литературных работ, в которых затрагивается актуальная для ислама и мусульман проблематика и др.

– Спасибо за беседу и желаем, чтобы ваша коллекция пополнилась новыми экспонатами и чтобы вы могли показывать на самых престижных выставках красоту Ислама и через него призывать людей к миру и добру.