Синдхи топи – символ культуры Синда

 

Синд – это самая южная провинция Пакистана. Регион со своей своеобразной культурой, традициями, тысячелетним наследием. Именно здесь протекает и впадает в океан величественный Инд, который дал своё имя всему региону – Индостану.

На этой земле зарождались и развивались одни из самых древнейших цивилизаций Востока, здесь же они и умирали под натиском свежих, молодых сил, новых народов, чтобы возродиться в ещё более сильное и могучее государство.

Неотъемлемой частью культуры Синда (а сейчас уже и всего Пакистана, и даже сопредельных стран) являются небольшие мужские головные уборы, которые называются на урду «синдхи топи» – синдская шапочка.

Она имеет круглую или цилиндрическую форму, спереди имеет характерный вырез, расшита бисером или зеркалами. Очень часто её дарили в знак уважения самым почётным гостям и самым дорогим друзьям.

Синдхи топи бывают двух разных вариантов – жёсткие и мягкие. Жёсткие хорошо держат форму, не теряют её даже после стирки. Мягкие удобнее – их легко взять с собой, положив в обычный карман.

Вышивка на шапочке очень интересна. Как правило, она выполняется вручную; кроме разноцветных нитей, она включает в себя использование бисера и маленьких круглых зеркал. Шапочка обычно круглая, но спереди на лбу имеется вырез в форме минбара или михрама (редко – в виде купола мечети). Этот элемент появился позднее, когда народы Синда приняли Ислам, – для того чтобы лоб молящегося был открыт и мог соприкасаться с землёй.

Синдхи топи можно встретить сейчас по всему Пакистану. Нет ни одной крупной мечети, перед входом в которую не стояла бы лавка с ними. В Панджабе, в Белуджистане, в Северо-Западной провинции… они популярны даже в соседних Афганистане, Индии и Иране, не говоря уже о странах Запада, куда пакистанцы привозят их с собой как часть родины. Их надевают вниз (как основу) для тюрбана или просто так на голову, кто-то носит постоянно, кто-то надевает только перед входом в мечеть, а кто-то и вообще только по праздникам – это зависит от личного менталитета и убеждений владельца шапочки.

История Синда, как, впрочем, и большинства территорий Пакистана, связана с достаточно частой миграцией племён, перемещением их и перемешиванием культур, с набегами завоевателей, начиная с Александра Македонского, персов и монголов и заканчивая англичанами. Впрочем – многие из пришельцев предпочитали землю Синда своей родине и оставались здесь навсегда, добавляя в местную сложную культуру что-то своё.

Синдхи топи как вариант покрытия головы возник достаточно давно. В культуре Синда изначально не приветствовалось нахождение мужчины на публике без головного убора. Первым её прототипом, наверное, была хлопковая накидка на голову со швом посередине, придающим ей очертания четырёхгранника. И на основе её уже образовалось несколько вариантов шапочек, которые изменялись со временем.

Из существующих изначально пяти стилей (шапочкой, круговой, четырёхгранной, фантазии и формы листа бетеля) стал постепенно лидировать один – тот, который и дожил до наших дней.

В доисламский период и потом у немусульман было принято украшать шапочку вышивкой шёлковыми, золотыми и серебряными нитями. Такие шапочки часто носили под тюрбан, оставляя напоказ только её верхнюю часть. Тогда минбарообразный вырез ещё не был принят, но появился вырез в форме полумесяца. В настоящее время такой вариант считается устаревшим, и полюбоваться на него можно только в музеях.

Чуть позднее на шапочку начинают нашиваться кусочки эмали, жемчуг и драгоценные камни.

В вышивке начинают устанавливаться традиционные узоры: квадраты, прямоугольники, круги и овалы, звёзды, солнце и луна. Среди украшений начинают преобладать кусочки зеркал различной формы. Они придавали шапочке сверкающий, праздничный вид, отражаясь десятками солнечных зайчиков на стенах помещений, лицах окружающих.

Стоит отметить, что в 17–19 веках мужчина, выходя за пределы дома с непокрытой головой, считался совершившим административное правонарушение и мог быть задержан. Даже в начале 20 века обществом не поощрялся выход на улицу без головного убора, это было признаком низкой культуры человека. В настоящий момент в связи с погоней за западной модой эта традиция существует только в отдалённых и наиболее экономически отсталых районах страны, и в большей степени ей подвержено старшее поколение. Молодёжь же воспринимает традиционный головной убор как дань старине, то есть его иногда можно надеть на национальный праздник или религиозную церемонию.

Именно в связи с этим для повышения чувства религиозности и для сохранности национального самосознания страны в 2009 году был учреждён Национальный день культуры провинции Синд, главными символами которого стали синдхи топи и аджрак (уникальная национальная накидка, рисунок на которой отпечатан блочным способом). Этот день проводится ежегодно в начале декабря. Несмотря на то, что в большинстве своём он более обращён к народу Синда, многие пакистанцы считают его обязательным для себя, поскольку он помогает им не забывать свои корни, свою культуру под натиском иной.

В преддверии праздника говорят: «В настоящее время молодёжь не понимает ценности своей культуры, считая синдхи топи и тюрбан устаревшими и ненужными, забыв о том, что когда-то их отцы и деды гордились ими, считая их знаком уважения и достоинства».

В этот день большинство мужчин одевается в национальный белый шальвар-камиз с непременной синдхи топи различных цветов на голове, при этом часто покрывают плечи аджраком. Женщины в традиционном панджаби-костюме заменяют дюпату (шарф) тоже на аджрак (расцветкой и формой рисунка он несколько отличается от мужского). Устраиваются национальные базары-распродажи изделий местного народного творчества, массовые гуляния в парках.

Организаторы говорят о том, что «этот день в провинции Синд не принадлежит какой-либо политической партии и не служит каким-то правительственным целям. В его рамках мы хотим показать миру красоту нашей национальной культуры, её многогранность и богатство внутреннего содержания. В этот день мы отмечаем значимость нашего культурного наследия, которым мы в Синде очень дорожим!»

Этот день отмечается теперь уже не только в Пакистане. Многие из представителей этой страны, проживающие за рубежом, тоже хотят иногда вспоминать о своих корнях, об истоках своей культуры.

Синдхи топи – это не просто украшенная вышивкой и зеркалами шапочка. Это теперь уже и символ национальной культуры Пакистана.