Исламское искусство Золотой Орды в казанском Эрмитаже

В столице Татарстана завершается уникальная выставка, посвященная истории и культуре Золотой Орды - восточноевропейского мусульманского государства, существовавшего в Средние века на территории России. Без сомнения можно сказать, что эта лучшая в своем роде экспозиция в истории отечественного музейного дела.

На открытии выставки «Золотая Орда. История и культура» в августе прошлого года директор Эрмитажа Михаил Пиотровский оценил ее таким образом: «По количеству и качеству материалов подобной выставки, посвященной Золотой Орде, не было ни в одном музее». Экспозиция, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль», призван развенчать миф о Золотой Орде как о государстве, не имевшем собственной высокой культуры.

На выставке продемонстрированы предметы искусства, богатая и разнообразная культура, свидетельствующая о веротерпимости, царившей в многонациональном государстве. Всего более 800 памятников, свыше 700 из которых предоставил Государственный Эрмитаж. Это предметы XIII-XV веков, созданные мастерами Золотой Орды - самого западного из государств, образованных после смерти Чингисхана на принадлежавших ему территориях.

Богатейший материал позволяет проследить образование Золотой Орды и этапы ее эволюции, в результате которой в середине XIII столетия сложилось одно из крупнейших государственных образований Восточной Европы средневековья. Большая часть известных на сей день памятников происходит из археологических раскопок XIX - XX веков, проводившихся на месте золотоордынских городов, поселений, могильников.

Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (первая половина - 60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Однако уже в XIV веке в материалах торевтики дает о себе знать влияние процесса активной исламизации Золотой Орды. В связи с чем в числе многих других экспонатов выставки вниманию публики представлены и шедевры исламского искусства.

Здесь наиболее примечательны три серебряных блюда. Особенности иконографии медальонов с виньетками связывают эти произведения с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами X века. Эти, чрезвычайно редкие по качеству произведения ордынских мастеров нельзя увидеть ни в одном музее Татарстана.
Большой интерес представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынкого города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом).

Изображение цветущих растений, водоемов и фениксов символизируют коранический Рай. Чаша призвана напоминать людям о наградах и наслаждениях, обещанных благочестивым праведникам в будущей жизни.

Роспись кубка выполнена в цветочном мусульманском стиле и является формой художественного отображения действительности. Он выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении. Узор, гармония линий и пропорций определяет главное эстетическое содержание произведения.

Представлены на выставке и разнообразные ювелирные изделия - браслеты, перстни, застежки, брелки - свидетельствуют о том, что не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды обладали значительным количеством украшений.

В цивилизационном развитии Золотой Орды очевидна роль Среднего и Ближнего Востока. Уже к началу XIV века арабская и персидская речь в уличной многоголосице золотоордынских городов не вызывала удивления у современников.

Отметим можно также плодотворность контактов Золотой Орды с Ильханидским Ираном, не только политическим соперником Батуидов, но и источником многих культурных инноваций. Огромно значение связей Золотой Орды, в том числе и религиозных, с Мамлюкским Египтом, Средней и Малой Азией. Весьма конструктивную роль в процессах сближения Золотой Орды с миром Ближнего и Среднего Востока сыграло Булгарское наследие, сформировавшееся, начиная с X в., под знаком мусульманской культуры.

К открытию выставки «Золотая Орда. История и культура» подготовлен одноименный научный каталог (СПб., издательство «Славия»). Издание открывают обращение президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева и вступительная статья директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского. Автор каталога и куратор выставки - ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук Марк Крамаровский.

Экспозиция, посвященная Золотой Орде, представлена в недавно открывшемся в Казани выставочном центре «Эрмитаж-Казань». Появление последнего в столице Татарстана стало одним из главных событий в череде мероприятий приуроченных к празднованию 1000-летия города.

Центр, созданный при попечительстве и покровительстве президента Татарстана Минтимера Шаймиева, возник как результат длительного и успешного сотрудничества между республикой, Санкт- Петербургом и Государственным Эрмитажем и является свидетельством серьезных достижений Татарстана во многих сферах жизнедеятельности.

Любая выставка сокровищ Эрмитажа, а тем более открытие постоянного представительства, невозможно без соответствия принимающей стороны очень строгим требованиям в плане безопасности, условиям помещения, научной подготовки сотрудников.

Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, так охарактеризовал свои ощущения, на презентации единственного в России филиала Эрмитажа: «Теперь, для того чтобы попасть в великий мир искусства, нам нужно лишь открыть эту дверь – в Эрмитажный центр. Мы об этом могли только мечтать. Сбылось. Уверен, уроки истории надо знать наизусть, тем более, если их подтверждает Эрмитаж – один из лучших музеев мира».

Экспозиция, посвященная Золотой Орде, стала одной из первых инициатив нового выставочного центра. Впервые за 200 лет изучения в России ушедшего в историю государства она представляет столь значительную часть культурного наследия остающейся все еще загадочной цивилизации, без узнавания которой нельзя преодолеть ни сложившихся веками стереотипов, ни извлечь столь необходимые в наше время уроки из собственной истории.

Выставка, которую посетило порядка 300 тысяч человек, завершает свою работу 9 мая. Спешите видеть.

Рашид Хакимов (Казань)