«Море, скрытое под соломинкой». Руми о ценности человека

Исламская мысль изучает человека в разных аспектах, ибо тот – наиболее благословенное создание Всевышнего во Вселенной. Наверное, поэтому один из самых известных и читаемых во всем мире поэтов, суфий Джалаладдин Руми, живший в 13 в., в своих произведениях, главным из которых является «Маснави», уделяет огромное внимание сущности человека.

В его понимании человек – совершенное создание Всевышнего. В нём, как в зеркале, отражается суть Таухида (Единобожия) и прекрасных имён Аллаха.

Руми говорит: «Человек превыше Арша (самое крупное и величественное создание во Вселенной – прим. Ислам.Ру). Он так возвышен и велик, что ни одно воображение не может вместить и понять до конца его грандиозность». Таким образом, утверждает поэт, Всевышний Аллах не сотворил ни на земле, ни на небесах ничего более таинственного, чем человек.

Руми пишет о человеке: «Ты ищешь удовольствий в сладостном – что за нелепость! Ведь ты – море постижений, скрытое в капле росы, ты – Вселенная, таящаяся в теле длиной в полтора метра».

В человеке, по мнению великого поэта, одинаково ценны и душа, и тело. Ценность тела обусловлена тем, что оно является оболочкой души, ее одеждой. Руми говорит, что «тело – наша завеса в этом мире: мы – как море, скрытое под соломинкой».

Внутри человека скрыт целый мир. И это, для Руми, не красивая банальность, а объективная реальность: «своей внешней формой человек – микрокосм, а в действительности – макрокосм».

Чтобы открыть в себе это, человеку нужно освободиться от неверия, идолопоклонства, подчинения страстям и гордыне, он должен «сквозь сито просеять содержимое сердца», потому что «человеческий облик собрали из противоположностей, его писали на полотне противоречий». Поэтому «иногда ангелы дивятся его чистоте, но порой и шайтаны страшатся его греховности».

Отсюда следует, что оценивать человека надо не по его многочисленным недостаткам, а по намерениям и усердию, по его духовному потенциалу: «В человеке любви может быть и плохое, и хорошее. Ты же не смотри на это, ты зри в корень – и увидишь свет, идущий от тебя».

От людей нельзя ожидать только хорошего. И в море – жемчужины перемешаны вместе с галькой, и в руде – золото порой неразличимо среди других пород. Поэтому то, что достойно похвалы, нередко находится среди недостатков.

Человек же многое воспринимает буквально. Однако в этом мире все не так, как может показаться на первый взгляд. Поэтому Руми пишет: «Каждому дано отличить милость от гнева, будь он мудр, невежествен или испорчен. Но милость, таящуюся внутри гнева, либо гнев, спрятанный в милости, распознает лишь тот, чье сердце содержит духовный стержень».

Хотя, разумеется, и такой человек воспримет только ту истину, ту часть единой Истины, которую он способен постичь на данный момент…

Руми также с горечью отмечает, что человек не осознает до конца своей ценности: «О человек, ты не ведаешь ценности своей собственной души, поскольку по Своей щедрости Аллах дал ее тебе без платы». Человек, придя из вечности в этот бренный мир, привязался к нему сердцем. Он продал себя за дешево: «будучи драгоценной шелковой тканью, человек превратился в заплатку на обветшавшей одежде».

Между тем, человеку, согласно Руми, во все времена нужно осознавать свою великую ценность и строить свою жизнь в соответствии с этим, не губя себя высокомерием, скупостью, завистью, дурными привычками, а украшая себя верой. Ему следует стать человеком с настежь распахнутым сердцем, ибо дорога, ведущая к Богу, начинается в его душе.

Altinoluk («Золотой родник»)