Новообратившиеся находят себя в исламском искусстве

Спустя двадцать дней после событий 11 сентября 2001 года поэтесса и чтец стихов Шанно Сталоч приняла Ислам. С тех пор искусство для нее неразделимо с религией.

Сталоч, выступавшая на заключительном концерте Недели ознакомления с Исламом (акция, организованная студентами-мусульманами США), считает, что ее цель, как и цель других исповедующих Ислам артистов и исполнителей по всей стране состоит в том, чтобы помочь новому поколению мусульман-американцев найти себя. Поэтесса-католичка, обратившаяся в Ислам, говорит, что получает удовлетворение от того, что делится своим искусством с мусульманами Америки – представителями новой для этой страны культуры.

26-летняя Сталоч, которая в настоящее время обучается профессии акушерки, открыла свои ораторские способности за несколько лет до принятия Ислама. Под влиянием таких выдающихся исполнителей, как Саул Виллиамс и Джессика Кеа Мур, девушка вышла на сцену, чтобы донести до людей послание социальной справедливости.

Однако после принятия Ислама Сталоч поняла, что он распахнул перед ней новый мир. И она почувствовала себя еще увереннее, когда начала писать на духовные темы. «Стихи приобрели новое значение для меня», - говорит она.

В то время как Сталоч пытается рассеять сложившиеся стереотипы в отношении мусульманок, носящих хиджаб, ее коллеги испытывают давление со стороны некоторых представителей самого исламского сообщества. Анас Кэнон, директор расположенной в Калифорнии студии звукозаписи «Remarkable Current», выпускающей, помимо прочего, произведения многих исполнителей-мусульман, говорит, что иногда молодым последователям Ислама в США, в том числе новообратившимся, приходится сталкиваться с негативной реакцией на любые нестандартные и непонятные старшему поколению инициативы.

«Хотя родители привезли сюда своих детей, чтобы те освоились в Америке, зачастую они пытаются оградить своих сыновей и дочерей от любого контакта с окружающим миром», - отмечает Кэнон. Но, как и в других странах, куда приезжают мусульмане-иммигранты, новые американцы не должны прятать голову в песок, а находить баланс и перенимать позитивные достижения различных культур, считает директор звукозаписи.

Однако, по словам Кэнона, мусульманские исполнители сталкиваются сегодня и с другими проблемами. Им, например, не хватает средств для выпуска своих альбомов.

Между тем, член одной из студенческих исламских ассоциаций Фериал Хумкар говорит, что задача сохранить мусульманскую идентичность в условиях Запада, стоящая перед молодым поколением, вполне выполнима. Она признает, что «существует разрыв между поколениями», но в то же время считает, что «нельзя отбрасывать свою религию». По мнению Фериал, американское общество можно сравнивать не с «плавильным котлом», а, скорее, с «салатом», в котором смешаны различные культуры и традиции.

Способность к ассимиляции и сочетание Ислама с различными видами искусства, начиная с живописи и архитектуры, имеет глубокие корни в истории, отмечает Кэнон. Недавняя история знает много примеров того, как известные деятели искусства обращались в Ислам и обогащали свои работы вновь обретенной духовностью.

В 70-е годы мусульманином стал знаменитый рок-музыкант Кэт Стивенс, который сменил свое имя на Юсуф Ислам. В сентябре 2004 г. он попал в неприятную ситуацию: Министерство внутренней безопасности США не пустило его в страну под тем предлогом, что средства, внесенные им в благотворительный фонд, якобы использовались для террористической деятельности.

Подобные инциденты приводят к возникновению ложных представлений об Исламе. Из-за них мусульманским артистам, отмечает Хумкар, приходится довольно трудно. Но в то же время, по мнению Сталоч, исламское искусство более чем что-либо другое помогает гражданам США осознать, какой вклад мусульмане вносят в культуру их страны.

Поэтому она надеется, что такие мероприятия, как концерт, проводимый в рамках Недели ознакомления с Исламом, вызовут в американском обществе уважение к мусульманским поэтам, как и к людям искусства вообще.