Берлинский музей исламского искусства

Музея исламского искусства в Берлине был основан Вильгельмом фон Боде в 1904 году как исламский отдел Музея кайзера Фридриха (ныне Музея Боде). Поводом для создания послужил фриз дворца в Мшатте, подаренный кайзеру Вильгельму II османским султаном Абдул-Хамидом II. Именно он вместе с переданными в музей Вильгельмом фон Боде 21 ковром легли в основу коллекции нового музея. Музей въехал в новое здание Пергамского музея на верхний этаж и открылся в 1932 году. Однако в 1939 году, в связи с начавшейся Второй мировой войной, экспозиция была вынуждена закрыться. Вновь открылась она в здании Пергамского музея на Музейном острове лишь в 1954 году.

Берлинский музей исламского искусства

«Берлину повезло: он обладает одной из крупнейших в мире коллекций произведений исламского искусства, – говорит директор музея Клаус-Петер Хаасе. – Наши экспонаты охватывают все регионы и периоды, начиная с произведений искусства из мусульманской Андалусии и кончая шедеврами из Индии периода Моголов. Здесь же можно узнать многое о величайших достижениях в области искусства и культуры Египта, Палестины, Сирии, Анатолии, Центральной Азии и Ирана».

Хаасе гордится своей богатой коллекцией, которая выставляется в Берлине вот уже целый век. По его словам, Музей исламского искусства – один из популярнейших в мире. Каждый год его посещают около 330 тысяч человек.

Берлинский музей исламского искусства

Это означает, что музеем и сегодня мог бы быть доволен его основатель Вильгельм фон Боде, которому более сто лет тому назад пришлось бороться за его создание, преодолевая серьёзное сопротивление.

«Вильгельму фон Боде, бывшему в то время генеральным директором музеев Берлина, пришла в голову блестящая идея: он решил ознакомить посетителей с произведениями неевропейского искусства, и в первую очередь – с исламской коллекцией, которую он решил представить на равных основаниях с западным искусством». Однако в то время идея не встретила должного понимания.

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусстваБерлинский музей исламского искусства

«Напротив, – говорит Хаасе, – пресса была озадачена и заняла враждебную позицию по отношению к попытке рассказать людям как можно больше об исламском искусстве. Тем не менее, все-таки удалось представить в музее такие шедевры, как крупные архитектурные фрагменты фасада иорданского дворца, а также михрабы – ниши, указывающие направление для совершения намаза, из Ирана и Турции».

«Фактически Берлин показал историкам искусства пример того, как классифицировать исламские шедевры по периодам и регионам. Этот подход широко распространен и в наши дни», – говорит директор музея исламского искусства.

Берлинский музей исламского искусства

В начале XX века главной целью основателя музея Боде было показать, что к произведениям исламского искусства относятся не только широко известные тогда восточные ковры, но также другие величайшие шедевры, имеющие огромное культурное и историческое значение и обладающие удивительной красотой. В свою очередь, нынешний директор музея Хаасе стремится внести свежую струю в существующую традицию, например, представив посетителям выставку современной иранской художницы Фаркондех Шароуди, проживающей в Германии с 1990 года.

Берлинский музей исламского искусства

На вопрос о том, что из экспонатов он считает самым ценным или наиболее важным, директор музея Клаус-Петер Хаасе отвечает дипломатично: «Трудно сказать – конечно же, это зависит от пристрастий посетителя. Безусловно, сюда относятся такие крупные объекты, как архитектурные элементы фасада иорданского дворца, радующие глаз бесконечным разнообразием мотивов и образов. Но следует также назвать и старейшие ковры из Испании, созданные в начале XIV столетия, когда там правили мусульмане, а также древние ковры из Анатолии».

Берлинский музей исламского искусства

«Кроме того, – добавляет он, – у нас есть прекрасные рукописи Корана, созданные во времена расцвета династии Сефевидов в XVI столетии в Иране. Фактически, все эти произведения искусства имеют равное значение, и каждое из них по-своему уникально».

Хаасе также гордится знаменитой в Берлине «Комнатой Алеппо», привезенной с территории современной Сирии. Он называет ее «энциклопедией религий и культур» Османского общества XVI и XVII-го столетий.

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Сабина Риппергер

Экспонаты Берлинского музея исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства

Берлинский музей исламского искусства