Что искал пророк в царстве тьмы?

Имя Зуль-Карнайн переводится как «обладатель двух рогов». Это прозвище, а звали его Искандар. Силой и талантом, данными Всевышним, Зуль-Карнайн (мир ему) покорил весь мир. Господь дал ему в помощь ангела по имени Рафаил (мир ему).

 

Однажды Искандар (мир ему) спросил его, как поклоняются Творцу ангелы на небесах. Рафаил (мир ему) рассказал, что есть ангелы, которые постоянно стоят и от стыда перед Богом не поднимают головы, другие постоянно находятся в поясном поклоне, некоторые находятся в земном поклоне.

Зуль-Карнайн (мир ему) восхитился этим и возжелал долгой жизни, чтобы поклоняться подобно ангелам, и сказал об этом Рафаилу. Ангел открыл ему тайну, рассказав, что на земле есть источник под названием Мааль-хаят (вода жизни), и тот, кто выпьет из него, будет жить до Судного дня. Искандару (мир ему) захотелось найти источник воды, чтобы испить из него и остаться живым до Судного дня. Он спросил ангела, не ведает ли он, где находится этот источник. Ангел ответил, что точно не знает, и рассказал то, что было ему известно: «Я слышал от других ангелов, что источник находится в мире тьмы, но точное местонахождение мне неизвестно».

Что искал пророк в царстве тьмы?

Искандар (мир ему) собрал большой маджлис учёных-алимов и всех мудрецов и поставил перед ними вопрос: не знают ли они, где находится Мааль-хаят? Все ответили, что не ведают об этом ничего, но один из них сказал, что ему известно, будто Господь где-то на земле расположил тьму и в этой тьме поместил Мааль-хаят. Алим пояснил, что об этом источнике он читал в завещаниях Адама (мир ему) и что родник должен располагаться на востоке; так он рассеял все сомнения.

Зуль-Карнайн (мир ему) собрал шеститысячное войско из отборных мудрецов и храбрецов, во главе отряда поставил Хидра (мир ему) и двинулся в путь. Ему сказали, что в темноте лучше всех видят молодые кобылы, поэтому отобрали тысячу таких лошадей и подготовили все, что необходимо для снаряжения армии.

Днём и ночью, не останавливаясь, преодолевая трудности, войско двигалось на восток в поисках мира тьмы. Двенадцать лет провели они в пути и, наконец, достигли его. Место это было необычайно удивительное, темнота, похожая то ли на дым, то ли на тьму ночи, окутывала его. Мудрецы стали советовать Зуль-Карнайну (мир ему) не входить туда, говоря, что до него ни один царь не вступал в темноту. Но Искандар (мир ему) не стал их слушать и твердо настоял на том, что обратно они не повернут. Он спросил ангела Рафаила (мир ему), будут ли они видеть друг друга, когда вступят во мрак, и ангел дал Зуль-Карнайну (мир ему) красный жемчуг. Рафаил (мир ему) сказал, что жемчуг зазвучит, если бросить его на землю, и с его помощью они найдут друг друга.

Царство тьмы

Зуль-Карнайн (мир ему) подготовил часть войска к вступлению в темный мир, а остальным велел остаться и наказал, чтобы они ждали их двенадцать лет, по прошествии которых, если они не вернутся, возвращались домой. Затем его войско во главе с Хидром (мир ему) двинулось в мир тьмы. Они шли двенадцать дней, не различая ни дня, ни ночи, не видя ни солнца, ни луны, не встречая ни зверей, ни птиц — ничего живого. Тут к Хидру (мир ему) от Господа пришло тайное известие, где указывалось, в какой стороне находится источник Мааль-хаят. Ему было велено идти туда одному, отделившись от войска. Всемогущий сказал, что никому, кроме него, не суждено испить из этого источника.

Когда пришло такое повеление, Хидр (мир ему) сказал спутникам, чтобы они подождали его, и пошел один. Как было сказано в откровении, он свернул направо, спустился в ущелье, нашел там источник, сошёл с коня, искупался, сделал омовение и напился вдоволь. Вода источника была слаще мёда и белее молока. Испив её, Хидр (мир ему) испытал блаженство. Искандар же (мир ему) не достиг желаемого, ибо не все мечты человека исполняются.

Пророк в царстве тьмы

Сорок дней и ночей Искандар (мир ему) и его воины кружили во тьме, не зная, где они, а потом увидели некую крепость. Оставив Хидра (мир ему) с войском, Зуль-Карнайн пошёл туда один. Твердыня была из желтой меди с железными воротами размером по фарсаху в длину и ширину. Он сошел с коня и подошел к крепости; открыв ворота, вошёл внутрь. Там Зуль-Карнайн увидел огромную белую птицу. Он осторожно подошёл к ней и поприветствовал её. С соизволения Всевышнего птица ответила на его приветствие и весьма красноречиво заговорила с ним: «Что, Искандар, мало тебе было всей земли, что ты пришёл ещё и сюда?»

Потом она сказала, что хочет спросить Искандара кое о чём. Он согласился ответить на любой вопрос. «Распространено ли среди вас прелюбодеяние и распитие спиртного?» — спросила она. «Да, распространено», — ответил Зуль-Карнайн. Птица затрепетала, увеличилась в размерах, заполнив собой весь дворец, и издала громовой звук, словно ангел Ра’д (мир ему) (ангел грома).

«Распространено ли лжесвидетельство и ростовщичество?» — спросила она снова. «Да, и такое есть», — ответил он, и, услышав это, птица от негодования вновь встрепенулась.

«Строят ли у вас большие дома?» — опять спросила птица Искандара (мир ему). Он опять ответил утвердительно и задрожал от трепета птицы и ее громоподобного крика.

Что искал пророк в царстве тьмы?

«Оставили ли люди единобожие?» — спросила она затем. Когда он ответил, что еще не оставили, птица немного успокоилась. «Оставили ли люди обязательную молитву?» — спросила она. Когда он ответил, что не оставили, она стала еще спокойней и уменьшилась в размерах. Потом она спросила, оставили ли люди обязательное полное омовение (гусль джанабат), и когда он ответил, что нет, птица приняла прежние размеры.

Потом она позволила Искандару (мир ему) взглянуть с высоты крепости. Он поднялся на крепость и увидел человека, прекрасного собой. Незнакомец спросил Зуль-Карнайна, кто он. Услышав, что он — Искандар, тот человек упрекнул его, спросив, зачем он сюда пришел, — не хватало ли ему того, что дано на земле? Зуль-Карнайн спросил его, внимательно смотревшего в небо, кто он, и тот ответил, что он — ангел Исрафиль (мир ему), готовый дунуть в Сур(1) в тот же миг, когда Творец повелит ему сделать это. Затем он поднял камень, отдал его Зуль-Карнайну и велел уйти. При этом ангел предупредил его, что когда камень будет сыт, и он будет сыт, а когда камень будет голоден — он тоже будет голодать. Искандар (мир ему) взял камень и решил вернуться с войском обратно.

История Зуль-Карнайна (мир ему)

Он рассказал обо всём, что произошло с ним в крепости, о том, что ему сказали про камень, и спросил алимов, какая мудрость заключается в этом. Мудрецы положили этот камень на весы, а на другую чашу — примерно такой же, и очень удивились, когда обнаружили, что он оказался намного тяжелее обычного камня. Тогда они, чтобы уравновесить их, положили на противоположную чашу тысячу булыжников, но тот камень все равно перевесил их. Учёные признались, что не знают этой премудрости. Тогда Хидр (мир ему) взял горсть земли и положил на другую чашу весов, и они уравновесились. Все удивились совершенству познаний Хидра. Искандару захотелось узнать, что всё это значит. Тогда Хидр (мир ему) сказал ему, что человека насытит только земля. Исрафиль (мир ему) привел ему этот пример, как упрёк в том, что Зуль-Карнайн, будучи властителем всех людей земли и не довольствуясь этим, пришел туда. От стыда перед Всевышним Искандар (мир ему) заплакал и был готов провалиться сквозь землю. «Все это верно», — признался он Хидру и дал слово, что до конца жизни больше не тронется в путь.

Когда Зуль-Карнайн (мир ему) возвращался со своим войском из мира тьмы, они спустились в одно ущелье. Из-под копыт лошадей раздавался такой хруст, словно они шли по щебню. Все стали спрашивать друг друга, что бы это могло быть. Ангел Рафаил сказал Искандару, что это — то, о чём будет сожалеть и тот, кто возьмет его, и тот, кто оставит. Зуль-Карнайн велел всем взять кто сколько хочет. Одни взяли много, другие мало, некоторые вообще не взяли, так как не могли решить, что для них лучше. Когда войско вышло из мира тьмы, люди обнаружили, что это алмазы, и очень опечалились. Если бы Зуль-Карнайн (мир ему) не покаялся, он набрал бы мешки драгоценного хризолита. Если бы он наткнулся на них до того, как в его сердце проник зухд(2), он не оставил бы там ни одного камня. Те, кто ничего не взял, опечалились, что не взяли хоть немного, а те, которые взяли немного, огорчились упущенному шансу взять больше.

Обратите внимание, как человек стремится к мирскому: не имея ничего, он стремится к малому, а имея малое, стремится к большему. Посмотрите же, как многого хотят люди, и не насытятся они ничем, пока не уйдут в землю. Есть ли на свете кто-либо жаднее человека, кроме мыши? Мышь — зверек, который после смерти превращается в пыль, но словесной твари (человеку) необходима голова. Голова-то у всех есть, значит, нужен разум, чтобы различать дурное и доброе. Незнание — это недостаток, который можно исправить с приобретением знания. Того же, кто не последует знаниям, ждет тесная темница, а как долго человек пребудет в тюрьме — зависит от тяжести преступления. Убереги, о Аллах, от плохого конца жизни!

В упомянутом царстве Зуль-Карнайн (мир ему) по воле Божьей правил семнадцать лет. Когда ему исполнилось тридцать шесть лет, пришёл его черед испить из рога смерти. Искандару предсказывали по звёздам, что он найдет свой конец между железной землей и деревянным небом. В пути его настигла болезнь, и чтобы было легче переносить жару, воины подстелили ему кольчуги, а над ним сделали навес из досок. Зуль-Карнайн вспомнил предсказания звездочётов и понял, что дни его сочтены и что смерть настигает его. Искандара едва сумели довезти до Вавилона, где он и умер. Здесь же его и похоронили. Так сказано в книге «Бада’и’у-зухур».

Объяснений по поводу происхождения прозвища Искандар в толкованиях очень много. Одни говорят, что оно связано с тем, что он был царем Малой Азии и Персии. Согласно другой версии, его прозвали так потому, что он владел явными и тайными науками. Говорят также, что на его голове действительно было два маленьких рога. Искандар был из потомков Сама, сына пророка Нуха (мир ему), и был единственным ребёнком своей матери. Он принял закон (шариат) пророка Ибрахима (мир ему), дружил с ним и следовал ему. В некоторых комментариях сказано, что он был пророком, однако, опираясь на достоверные предания, большинство склоняется к тому, что он был авлия Аллаха (Божьим угодником). Кроме него был и другой Зуль-Карнайн из потомков Айса, который не был в Исламе, известный как Македонский.

(1) Сур — Рог ангела Исрафила, который известит о конце света.

(2) Зухд — аскетизм, отрешение от мирского, равнодушие к нему.

Из книги «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru