Как принял Ислам убийца дяди Пророка ﷺ

Эта удивительная история случилась с Вахши – убийцей дяди Пророка Хамзы ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Хамза ибн Абд аль-Мутталиб – младший дядя Пророка , его молочный брат и ближайший сподвижник. Был известен храбростью и бесстрашием. Рано принял Ислам, защищал первых мусульман от нападок мекканских неверных. Сыграл большую роль в укреплении мусульманской государственности. В возрасте около 57 лет погиб в 625 году в сражении при Ухуде от удара копья, нанесенного подосланным убийцей. О том, как изменилось мировоззрение убийцы Хамзы ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, и каков был его путь к покаянию, повествуется в книге досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана».

 

روي أن وحشيا قاتل حمزة عم النبي كتب إلى رسول اللّٰه عليه الصلاة والسلام : إني أريد أن أسلم ولكن يمنعني من الإسلام آية في القرآن نزلت عليك هو قوله تعالى:

По возвращении в Мекку после сражения при Ухуде человек по имени Вахши, убивший Хамзу ﺭﺿﻲﻋﻨﻪ, раскаялся во всем содеянном и пожелал принять Ислам. Он отправил Пророку в Медину письмо следующего содержания: «Я хочу принять Ислам, но меня удерживает от этого аят, который ниспослан тебе в Коране, ведь я нарушил те три запрета, которые в нём упомянуты. Принимается ли моё покаяние

Вот тот аят:

وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا

«Те люди, которые не поклоняются никому наряду с Аллахом (к примеру, идолам), и не убивают тех, кого запретил убивать Аллах, и не совершают прелюбодеяние…» (смысл 68 аята суры «аль-Фуркан»).

То есть не дозволено убивать ни мусульман, ни кяфиров, живущих в мире с мусульманами. Разрешено убивать только тех, с кого запрет снят – к примеру, убийцу в качестве возмездия, человека, совершившего прелюбодеяние, будучи в браке и т.п. Таких людей Шариат предписывает убивать.

Коран

В конце этого аята говорится (смысл): «Кто бы ни совершил упомянутые три деяния (то есть любое из них) – придание Аллаху сотоварища, убийство человека и прелюбодеяние, – этого человека отправляют в Ад». (Это и есть те три вещи, из-за которых Вахши боялся принять Ислам).

В ответ Пророк отправил Вахши следующий аят (который был ниспослан в Мекке):

إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

Смысл: «(…отправляют в Ад), кроме того человека, который отвратился от ширка, убийств и прелюбодеяния, раскаялся, уверовал в Аллаха и Его Пророка и совершал благое. Аллах по Своей милости превращает его плохие деяния, совершенные после принятия Ислама, в хорошие» (70 аят суры «аль-Фуркан»).

Прочитав этот аят, Вахши вновь написал Пророку : «В этом аяте есть условие (принятия покаяния) – совершение благих деяний. Но я не знаю, смогу ли я их совершить, то есть, останусь ли в живых для этого».

Тогда и был ниспослан 48-й аят суры «ан-Ниса»

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا

с таким смыслом: «Всевышний Аллах ширк не смывает, а остальные грехи, будь то малые или большие, смывает тому рабу, которому Он пожелает».

Коран

Пророк отправил Вахши и этот аят и получил ответ: «В этом аяте тоже есть условие. Всевышний Аллах говорит: "(…смывает грехи) тому рабу, которому Он пожелает". А я не знаю, пожелает ли Аллах принять моё покаяние». После этого Всевышний ниспослал следующий аят, уже в Медине (сура «Аз-Зумар», кроме этого аята, была ниспослана в Мекке):

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи, о Пророк, Моим рабам (от Моего имени): "О Мои рабы, которые чрезмерно притеснили себя, (допуская ширк, убив человека, совершив прелюбодеяние)! Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах – прощающий все грехи. Он смывает грехи раскаявшимся и милостив к тем, кто умер в раскаянии"» (смысл 53 аятат суры «аз-Зумар»).

Коран

Здесь имеется в виду, что Он избавляет от мучений того, кто заслуживал их, и по Своей милости и щедрости вознаграждает раба. Этот аят удовлетворил Вахши, и он принял Ислам.

Об упомянутом аяте Пророк сказал:

قال ﷺ:  ((ما أحب أن تكون لي الدنيا وما فيها بها)) وذلك لأن اللّٰه تعالى منّ على من أسرف من عباده ووعد لهم مغفرة ذنوبهم جميعا ونهاهم أن يقنطوا من رحمته الواسعة . ((روح البيان)) جـ 8 ، صـ 126

«Весь этот мир и всё, что в нём, я бы не променял на этот аят (то есть я предпочитаю этот аят всему миру и всему, что в нём)».

Пророк полюбил этот аят потому, что в нём Всевышний Аллах дарует огромное благо рабам, притеснившим себя разными грехами, а также обещает им простить все грехи и велит не отчаиваться в Своей безграничной милости. Подумайте, дорогие мусульмане, разве нам не должно быть стыдно ослушиваться своего Создателя, который так щедр и милостив к нам и прощает нас, не требуя ничего взамен? Разве можно рабам Господа вести себя подобно подлому человеку, который выступает против того, кто делает ему добро?

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com