Ризаэддин Фахретдинов о выдающихся женщинах исламского мира

Во второй пол. XIX века в мусульманском мире стали поднимать вопросы о проблемах внутри исламского сообщества: отсталости, застойных явлениях и т.д., активно обсуждались пути выхода из кризиса. Знакомство с европейской цивилизацией и западными ценностями, которое более широко проходило в XIX веке, дало возможность мусульманам сравнивать передовые достижения Европы.

 

Мусульманские реформаторы начали говорить новым языком, в том числе вольно или невольно заимствуя символы, образы и практики европейских институтов – реформа системы образования и построение её под западную модель, журналистика, пресса, искусство, театр и пр. Наряду с этим остро встал вопрос о правах женщин.

         Поскольку Волго-Уральский регион не был изолирован от остального мусульманского мира и Ислам здесь развивался в тесной орбите влияния Ближнего Востока, Турции и Средней Азии, то процессы реформаторства затронули и татар. Многие из них были убеждены, что выход из кризиса должен осуществляться прежде всего через реформу образования по европейской модели, путём пересмотра ряда мусульманских правовых основ; активно велись обсуждения политических и социальных проблем. В рамках дискурсов мусульман-реформаторов одним из ключевых стал вопрос о месте и роли женщин в новом обществе, необходимости предоставления им более широких свобод и прав.

         Почва Волго-Уральского региона была в определённой степени подготовлена к этим процессам. Особое впечатление может произвести степень грамотности среди татарских женщин XVIII–XIX веков. Дочери, жёны и сёстры ишанов, мулл, мударрисов были высокообразованными женщинами. Образование они в основном получали в семьях, у своих отцов и братьев. Они прекрасно владели восточными языками и каллиграфией. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, содержащиеся в фондах библиотек и хранилищ рукописей Татарстана.

     Ризаэддин Фахретдинов (1859–1936) – учитель, писатель, журналист, историк, просветитель, богослов, «...человек огромного таланта и трудолюбия, широчайшей эрудиции, энциклопедических знаний» – стал одним из первых среди татарских учёных, кто выступил в защиту прав женщин с позиции просветителя. В то же время он хорошо осознавал, что путь этот будет нелёгким, так как изменение отношения общества к женскому вопросу и женщине в целом неминуемо натолкнётся на стереотипы, глубоко укоренившиеся в сознании людей традиционного татарского общества.

Библиографическое сочинение Р. Фахретдинова «Мәшһүр хатыннар» («Знаменитые женщины») в этом плане является уникальным, единственным в своём роде, написанном на старотатарском языке на основе арабской графики.

         До сих пор этот объёмный труд не был объектом специального научного исследования, а только вскользь упоминался в некоторых статьях и монографиях, в основном посвящённых женскому вопросу или проблеме эмансипации женщин Волго-Уральского региона. Сочинение Р. Фахретдинова «Мәшһүр хатыннар» было издано в 1903 году в типографии Каримовых (г. Оренбург). Книга объёмом в 448 страниц включает в себя разделы: «Вступительное слово» (Ихтар), написанное самим автором, основную часть с библиографическими сведениями об известных в исламском мире женщинах, составленную в алфавитном порядке, «Заключение» (Хатм) и «Именной указатель» (Фихрист).

Сочинение включает в себя имена более чем 700 знаменитых женщин, живших и творивших не только на территории Поволжья и Приуралья, но и в различных уголках земного шара, включая Сибирь, Среднеазиатский регион, страны Дальнего и Ближнего Востока, мусульманскую Испанию. Если говорить о временном промежутке, то в книгу Р. Фахретдинова «Знаменитые женщины» вошли представительницы прекрасной половины человечества, начиная с Хавва (библ. – Евы), заканчивая современницами самого автора; таким образом, нижняя хронологическая рамка относится к началу XX века.

Сочинение «Мәшһүр хатыннар» можно условно разделить на несколько тематических блоков: «Правительницы древних государств»; «Матери, дочери, жёны царей различных династий: Гассанидов, Сасанидов Омейядов, Айюбидов и пр.»; «Ближайшее окружение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует), его единомышленницы (сәхәбәләр)»; «Матери и жёны пророков»; «Передатчицы хадисов (мөхәддисәләр)»; «Святые женщины в Исламе (әүлияләр)»; «Мусульманские женщины-правоведы (фәкихәләр); «Прославленные правительницы Востока»; «Женщины-меценаты Волго-Уральского региона»; «Писательницы и поэтессы в исламском мире»; «Проповедницы (вәгыйзәләр) и ораторши (хатыйбәләр)»; «Преподавательницы гимназий для девочек (мөдәррисәләр)»; «Врачи (табибәләр)»; «Женщины-каллиграфы (язу һөнәрендә маһирәләр)». В сборник также вошли жизнеописания мусульманок Булгара, Сарая, Казани; женщин-богатырей (баһадирләр); паломниц (хаҗ идүчеләр), многодетных матерей и т.д.

Примечательно, что в книге Р. Фахретдинова значительное место уделено биографиям женщин из ближайшего окружения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И это не случайно, ведь, как известно, женщины раннего периода Ислама занимали видное общественное положение, пользовались большим авторитетом среди мужчин. Достаточно в качестве примера привести имена жён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Хадиджу (да будет доволен ею Аллах), которая была известным предпринимателем и опорой мужу, и Айшу (да будет доволен ею Аллах), известную своей учёностью в области хадисов; она же сыграла немалую роль в урегулировании распрей различных политических группировок. Их жизнеописания вдохновляли миллионы женщин со всего исламского мира. Именно в большей степени на их примерах автор «Мәшһүр хатыннар» старался сподвигнуть татарское общество к реформам по предоставлению женщинам прав и полноценного образования.

Помимо этого в книгу вошли имена как очень известных исторических личностей, таких как Клеопатра, Далила (возлюбленная Шамсуна; библ. – Самсон), Сара (жена Пророка Ибрахима (мир ему); библ. – Авраама), Марьям (библ. – Мария), Амина (мать Пророка Мухаммада), Хадиджа (жена Пророка Мухаммада); Раби‘а ал-‘Адавийа, Сююмбике (правительница Казанского ханства) и т.д., так и малоизвестных женщин. Таким образом, труд Р. Фахретдинова может добавить к нашим знаниям немало новых и интересных деталей из биографий известных людей и в то же время открыть новые имена. Скажем, в сочинении встречается много малоизвестных и неизвестных имён женщин, в большей степени это жительницы Поволжья и Урала, которые активно занимались благотворительностью, строили мечети, школы, основывали библиотеки и т.д.

         На сегодняшний день с книгой Р. Фахретдинова «Мәшһүр хатыннар» знакомо лишь ограниченное число лиц. Но в своё время публикация этого сочинения произвела настоящий фурор и переворот в сознании многих представителей интеллигенции не только в татарском, но и во всём тюркском мире. К проблеме женского образования и прсвещения обратились многие просветители и писатели. С 1913 года в Казани стал выходить первый женский журнал на татарском языке «Сююмбике». После революций 1905–1907 гг. годов татарки стали активно вовлекаться в работу периодической печати, участвовать в общественно-государственных делах, в Казани прошло несколько съездов женщин и т.д.

При составлении своего труда Р. Фахретдинов обращался к следующим источникам: Абу ал-Фарадж ʽАбд ар-Рахман ал-Джаузи, «Ахкам ан-нисаʼ»; Касим Амин ал-Мисри, «Тахрир ал-марʼа»; Ибн ал-Джаузи, «ʽАджаʼиб ан-нисаʼ»; Мухиб Алла Ахмад бин ʽАбд Алла ат-Табари, «Манакиб умм ал-муʼминин ʽАиша» и т.д. (всего: 43 научных труда). Автор также использовал труды западных авторов в переводе их на арабский язык: «Калима ʽан ан-нисаʼ» А. Шопенгауэра и «ал-Марʼа» Аристотеля.

Тот факт, что Р. Фахретдинов при составлении книги использовал различные источники и труды самого широкого спектра, включая исследования по истории, географии, литературе стран Востока и тюркского мира, переводам, естественным наукам, философии, языкознанию и т.д., говорит о том, что книга «Мәшһүр хатыннар» является серьёзным, многогранным трудом энциклопедического характера.

     Учитывая вышесказанное, можно заключить, что изучение сочинения Р. Фахретдинова может добавить к нашим знаниям немало интересных деталей из биографий известных представительниц прекрасной половины человечества и в то же время открыть новые имена, восстановить неизведанные страницы истории.

Алсу Хасавнех