Затерянные в океане – мусульмане Фиджи

Республика Фиджи, расположенная на одноименном архипелаге Микронезии, затерянном на просторах огромного Тихого океана, более чем на 2 тысячи километров удалена от любого материка. Ближайшими к нему считаются острова Футуна, Тонга и Новые Гербиды. Около 1800 км по прямой от Фиджи до Новой Зеландии. Однако и на этих островах посередине океана есть мусульмане, появлению которых среди местного фиджийского населения (занимает промежуточное место между меланезийцами и полинезийцами) Фиджи обязаны колониальной политике Британской империи.

В середине XIX в. над Индией полностью установилась власть Британии. А значит, она заполучила в свои руки огромнейшие ресурсы, в том числе и население Индии. С 1879 по 1916 г. индийское население Бихари, Бенгалии, Панджаба и южных территорий страны активно вывозится в отдаленные части метрополии, где особенно не хватает рабочих рук, в том числе и на Фиджи.

Число завезенных рабочих было столь велико, что даже в настоящее время так называемых фиджи-индийцев около 345 тыс. человек, что составляет более 40% всего населения островов. Для работы завозились не только исповедующие индуизм, определенную долю из них составили индийские мусульмане, хотя их и было меньшинство. Как правило, рабочие на плантации завозились целыми семьями, так что до сих пор число смешанных браков на Фиджи составляет очень малое количество.

Фиджи-индийцы живут достаточно обособленно, сохраняя свою культуру, традиции и религию. А вот язык претерпел довольно-таки значительные изменения, традиционный хиндустани смешался с фиджийским и английским, образовав едва ли не новый самостоятельный языковой феномен. Однако внутри отдельных общин фиджи-индийцев в зависимости от их изначального происхождения продолжают использоваться традиционные языки Индии: бихари, бенгальский, панджаби, тамильский и телугу. При общении с остальным населением архипелага они, как правило, используют английский.

Поскольку среди завезенных на Фиджи индийцев мусульман изначально было не очень много, то и в настоящее время они составляют численное меньшинство. Всего только 7% населения (около 62,5 тысяч) относит себя к мусульманам, что, впрочем, совершенно не мешает им быть социально активной частью общества. Тем не менее, мусульмане Фиджи по происхождению относятся к разным народам. Так, часть из них была завезена из Карачи, часть из Мадраса, часть из Панджаба. Даже некоторое количество из Белуджистана и Афганистана. Таким образом, современные мусульмане Фиджи – это смесь индийских народов: синдхов, панджабцев, белуджей и пуштунов.

В отличие от последователей индуизма, индийские мусульмане более активно сохраняли свою религию в неприкосновенности. Несмотря на то, что рабский труд на плантациях далеко не всегда способствовал совершению пятикратного намаза или соблюдению поста в месяц Рамадан. Также им катастрофически не хватало мечетей и религиозных ученых. Несмотря на то, что индийские мусульмане были набраны из различных территорий Индии, они довольно быстро сумели организовать цельную общину.

Первоначально часть индийских мусульман, наиболее сведующих в религии, взяла на себя роль религиозных лидеров. Были организованы молельные дома, в которых проводились джума и религиозные собрания и праздники.

Через некоторое время, в 1898 г., в качестве свободного эмигранта на Фиджи прибывает мулла Мирза Хан, активный и деятельный мусульманский проповедник. Под его руководством уже в 1900 г. были открыты первая на архипелаге мечеть и медресе в Наусори, на земле, предоставленной Колониальной компанией по производству рафинированного сахара. Чуть позже открывается мечеть и в Лабаса. В период с 1902 по 1909 г. мусульмане подготовили обращение в Комиссию по образованию, для того чтобы их дети могли обучаться на языке урду. И это обращение было одобрено. В 1915 г. Анджуман Хидайят уль-Ислам обращается к правительству Фиджи для разрешения мусульманам заключать религиозные браки у кадиев, которые были бы приравнены к гражданскому бракосочетанию. С 1916 г. Ислам начинает распространяться и в Лаутоке. С 1909 по 1919 г. активно растет мусульманское население в Суве.

 

Окончательно мусульмане Фиджи сумели объединиться в 20-х гг. ХХ века. 31 октября 1926 г. была образована Мусульманская лига Фиджи – де- факто политическое объединение мусульман для лоббирования своих интересов в правительстве. Историческое собрание проходило в Джаме-мечети Турака. В настоящее время на Фиджи представлены две основные организации мусульман. Ранее упомянутая Мусульманская лига Фиджи объединяет в основном последователей учения имама Ханафи. Чуть позже, в 1942 г., была сформирована Маунатул Исламская Ассоциация Фиджи, в основном выходцами из южных штатов Индии (Кералы), прибывшими на Фиджи между 1903 и 1916 гг. Большинство последователей этой ассоциации являются шафиитами.

Мусульманская лига Фиджи активно начинает образовательную деятельность. Уже в 1926 г. открывается исламская школа для девочек, которая действует и по сей день (Начальная мусульманская школа в Суве). В настоящий момент мусульмане имеют 17 начальных и 5 средних школ на Фиджи. Кроме того, организован и Исламский институт Южной части Тихого океана, который выпускает религиозных деятелей и ученых.

Образование в мусульманских школах доступно всем, а не только мусульманам. В настоящее время около 20% учащихся составляют фиджийцы-христиане, и чуть менее 10% – индуисты, сикхи и представители малых религий. Мусульманская лига помогает в заеме денег мусульманам у банков, согласно исламским законам, для получения высшего образования, как на островах, так и по специально согласованной программе в Пакистане. Отдельный акцент делается на получение образования девушками, преимущественно в области медицины и образования. Кроме того, благотворительная деятельность Лиги включает в себя помощь пострадавшим от стихийных бедствий и беспорядков. Беднейшие члены общины могут рассчитывать на ее помощь с питанием, одеждой, предметами первой необходимости. Также им помогают собрать детей в школу.

Маунатул Исламская Ассоциация Фид- жи имеет в своем распоряжении три основные базы: в Лаутоке, на Ба, в Таува. Каждая из них имеет образовательный исламский центр, в котором могут получить исламское образование как дети, так и взрослые. С момента объединения мусульмане Фиджи принимают участие и в политической борьбе, понимая, что только их активное вмешательство в государственное управление может обеспечить им достойное существование.

С 30-х гг. по настоящее время мусульмане входят в состав правительства Фиджи и периодически выдвигаются в Законодательный совет. Наиболее известные политики из фиджийских мусульман: Сиддик Моидин Койя, Мухаммад Тахир Хан, Абд-уль-Латиф.

Но и этим интересы фиджийских мусульман не ограничились. Уже в 1944 г. был организован первый межрайонный турнир по футболу среди мусульман под патронажем Фиджийской Мусульманской Ассоциации по спорту. С тех пор он проводился ежегодно, а в 2006 г. вышел на международный уровень.

В 90-х гг. прошлого века мусульмане Фиджи (в основном в поисках работы) стали эмигрировать, сформировав жизнеспособные диаспоры в Австралии и Новой Зеландии, в США и Канаде и даже в Англии. При том, что активно вливаются в организации местных мусульман, они сохраняют свой неповторимый индо-фиджийский культурно-религиозный компонент.

В настоящее время фиджийские мусульмане очень активны. Они организуют лагеря и встречи для мусульманской молодежи, работают с выпускниками вузов. Отдельно стоит организация фиджийских мусульманок, которая отстаивает права девушек и женщин. Большинство из образованной части населения владеет не только хинди-фиджийским, но и урду, и английским языками. Наиболее известными членами мусульманской общины Фиджи были: Имрана Джалал – советник по правам человека в рамках Программы развития ООН и в качестве члена Международной комиссии юристов, Хафиз Хан – член парламента и сенатор Фиджи, Рокки Хан – игрок в регби, Айяз Сайид Хайюм – генеральный прокурор Фиджи. Такой непростой была судьба мусульман, затерянных на просторах Тихого океана, которые, несмотря на все, смогли не только выжить, но и сохранить, и даже развить свою культуру и религию. 

 

газета "Ас-Салам".