Первые мусульмане в Англии

Елизаветинская Англия XVI века всегда занимала особое место в понимании и представлении нации о самой себе. Но лишь немногие знают, что эта эпоха ознаменовала собой начало того времени, когда мусульмане в Англии получили возможность открыто жить, работать и практиковать свою религию, как пишет профессор Джерри Броттон.

Мусульмане различных слоёв общества, прибывшие из дальних уголков Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии, обосновывались в Лондоне XVI века, работая дипломатами, купцами, переводчиками, музыкантами, слугами.

Причины, сделавшие возможным присутствие мусульман в Англии, кроются в политике изоляции королевы Елизаветы от католической Европы. Её официальное отлучение от католической церкви папой Пием V в 1570 году позволило Елизавете выйти из-под юрисдикции папских указов, запрещающих христианам торговлю с мусульманами, и основать коммерческие и политические альянсы с различными исламскими государствами, включая марокканскую династию Саадидов, Османскую и Персидскую империи.

Она послала своих дипломатов и купцов в земли мусульманского мира, используя в своих интересах открывшуюся теологическую лазейку, и, как следствие, в Лондон начали прибывать мусульмане, называемые по-разному – «маврами», «индийцами», «неграми» и «турками».

 

До начала правления Елизаветы Англия, как и весь остальной христианский мир, имела искажённые представления об Исламе по причине кровопролитного и неоднозначного опыта крестовых походов.

Ранее ни один христианин не знал даже таких слов, как «Ислам» или «мусульманин», которые появились в английском языке только в XVII веке. Вместо этого в речевом обороте было слово «сарацин», вероятно, возникшее в Средневековье и заимствованное от одного из «незаконнорождённых» отпрысков Авраама, по поверью ставшего родоначальником 12 арабских племён (версия из христианской традиции).

 

Христиане просто не могли принять тот факт, что Ислам является последовательным, логически обоснованным религиозным верованием. Вместо этого они отвергали его, рассматривая как систему языческого многобожия или как еретически искажённое продолжение догматов Христианства. Большинство мусульманских богословов выступало против путешествий в христианские земли, так называемую «территорию войны» («даль-аль-харб»), которая считалась извечным врагом «территории Ислама» («дар-аль-ислам»).

Со вступлением Елизаветы на престол эта ситуация начала меняться. В 1562 году купцы Елизаветы прибыли ко двору персидского шаха Тахмаспа, где они узнали о богословских различиях между суннитскими и шиитскими убеждениями, и вернулись в Лондон, преподнеся в подарок королеве рабыню – юную татарскую девочку-мусульманку, которую они назвали Аура Султана (в ориг. – Aura Soltana). Девочка стала любимой и дорогой Елизавете служанкой; она носила одежды из гранадских шелков и прививала моду на ношение испанских кожаных туфель.

 

Были и сотни других, прибывшие из исламских стран, и, хотя никакие архивы и иные источники информации не сохранились, единичные упоминания об их жизни в елизаветинскую эпоху всё ещё можно обнаружить в лондонских приходских метрических книгах. В 1586 году Фрэнсис Дрейк вернулся в Англию из Колумбии с сотней турок, которые были захвачены в плен испанцами в Средиземном море и переданы в рабство в Северную и Южную Америку.

Один из них, известный просто как Чинано (в ориг. Chinano), стал первым мусульманином, о котором сохранились сведения, обратившимся в английский протестантизм. 

Сотни подданных Елизаветы, мужчины и женщины, совершали путешествия в мусульманские земли в поисках своей судьбы, и многие переходили в Ислам.

Альянсы Елизаветы с Османской, Персидской и Марокканской империями также способствовали увеличению притока мусульманской элиты в Лондон. Записи говорят о том, что в 80-е годы XVI века в Лондон отправлялись турецкие дипломаты, однако более поздние упоминания о них не сохранились.

Больше сведений имеется о марокканских послах последующего десятилетия. В 1589 году марокканский посол Ахмед ибн Касим прибыл в Лондон в окружении купцов «Берберской компании» (в ориг. – Barbary Company) (компания, учреждённая Елизаветой в Англии для налаживания торговли с Марокко. – Прим. «Ислам.Ру»), предлагая англо-марокканскую военную кампанию против «общего врага короля Испании».

Хотя антииспанская агитация ни к чему не привела, позднее в том же году марокканский посол путешествовал в составе английской флотилии, атаковавшей Лиссабон при поддержке марокканского правителя Мулай Ахмеда аль-Мансура.

Чуть более 10 лет спустя ещё один марокканский посол по имени Мухаммад аль-Аннури прибыл в Лондон с большой свитой купцов, переводчиков, святых людей и слуг, которые в течение шести месяцев обитали в доме на улице Стрэнд (одна из главных улиц Лондона. – Прим. «Ислам.Ру»), где лондонцы наблюдали за тем, как они практикуют свою религию.

Кто-то утверждал, что они «режут только свою собственную живность: овец, ягнят, птицу – и в пределах своего дома, поворачиваясь при этом лицом на восток, используют бусы и молятся святым».

Сохранился даже нарисованный портрет аль-Aннури; он дважды бывал на аудиенции у Елизаветы в кругу её советников и даже предлагал организовать совместное протестантско-исламское вторжение в Испанию и нападение с моря на её американские колонии. Маловероятно, что этот план мог бы воплотиться в жизнь, так как Елизавета не решалась огорчать османов, бывших в то время противниками аль-Мансура.

Альянс неожиданно распался в связи с кончиной королевы Елизаветы и решением её преемника Якова I заключить мир с католической Испанией. Однако присутствие таких мусульман, как аль-Аннури, Ахмед ибн Касим остаётся существенным, хотя и пренебрегаемым аспектом истории елизаветинской эпохи.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что мусульмане были частью Великобритании и её истории гораздо дольше, чем многие себе представляют.

 

По материалам ВВС переведено специально для Ислам.Ру Дианой Хаертиновой