Тайны Баку

Загадочный орнамент, или Риск советских архитекторов

Автор – О.Буланова

Традиции азербайджанской национальной архитектуры уходят корнями в далёкое прошлое. Из глубины веков пришли конструктивные особенности и приёмы оформления фасадов, их резное каменное убранство.

И в каждом самобытном памятнике национального зодчества мы видим несомненную связь времён и преемственность устойчивых архитектурных традиций.

Эта связь времён не была нарушена и во времена советского строительства даже в 1970-х гг., когда всё было подчинено либо экономической целесообразности, либо советской пропаганде.

Пример тому - новое здание Инженерно- строительного института, построенное в 1970-80-х гг. (Это был типичный долгострой: 16- этажное здание возводили больше десяти лет.)

Это железобетонное сооружение абсолютно ничем не примечательно, мимо пройдёшь - и взгляду остановиться не на чем. Такие общественные здания строились по всему СССР, они все - как братья-близнецы, и возникает даже мысль, что все они имеют одного автора - не очень талантливого и совсем не креативного архитектора. Однако мы недаром в начале заговорили о связи времён и преемственности архитектурных традиций.

На Востоке любые здания было принято украшать, и в т.н. "период застоя" тоже старались хоть как-то украсить фасады. И вот вдоль всего фасада на двух огромных бетонных панелях, идущих снизу доверху, были выполнены геометрические орнаменты.

Они довольно необычны - не выступают рельефно на поверхности фасада, а как бы вдавлены. Но их главная необычность на самом деле совсем не в этом. А в том, что эти орнаменты обозначают.

На первый взгляд это совсем незамысловатый геометрический узор из чёрточек, на который никто никогда не обращал внимания, тем более что этот загадочный орнамент расположен на заднем фасаде.

Сделано это было для того, чтобы не привлекать внимания к орнаменту, который и не орнамент вовсе, а надпись. Более того, надпись зашифрованная.

И чтобы её зашифровать, были использованы приёмы, которыми пользовались многие средневековые мастера: надпись, состоящая всего из одного повторяющегося слова, исполнена в зеркальном отображении, более того, каждый следующий рисунок выполнен в перевёрнутом виде. Использованный приём "углублённого" орнамента даёт также и сильный контраст теней, который затрудняет расшифровку.

Так что же это за слово такое загадочное, которое так зашифровано? Это слово - "Аллах"! Кроме всех вышеописанных хитростей, оно выполнено ещё и куфическим шрифтом. Все эти хитрости и шрифт и позволили долгое время не задумываться над расшифровкой - орнамент и орнамент, подумаешь...

Вот так безликое здание стало одной из "изюминок" бакинской архитектуры, точнее, одной из изюминок декора бакинских фасадов. Хотя бы для тех, кто понимает в этом толк.

Т.к. в исламе запрещено(мнение большинства ученых) изображать человека и животных, то неудивителен расцвет исламской орнаменталистики (ведь она, к слову сказать, послужила прототипом для появления европейской), для которой стал характерен бессюжетный орнамент - растительный, геометрический и эпиграфический, т.е. использующий графические начертания букв.

Этот орнамент стал настоящей жемчужиной исламской культуры. С его помощью писались даже целые суры из Корана.

В Средние века этот орнамент стал широко использоваться для украшения монументальных зданий, но, в основном, конечно, культового характера, и создавал их неповторимый художественный облик.

 Так что искусство, воображение и выдумка старых мастеров поражает своей оригинальностью и, как бы мы сейчас сказали, креативностью. А ведь они рисковали! Но чего не сделаешь ради желания увековечить своё имя на века!

И вот такой приём мы вдруг видим в ХХ в. на здании Инженерно-строительного института! Как такое прошло незамеченным в советское время, в самый его застойный период, остаётся только гадать.

Может быть, партийные функционеры были плохо образованы или им просто в голову не приходило, что в советское "безбожное" время кто-то осмелится вот так открыто на фасаде написать слово "Аллах"?

Хотя тот факт, что это стилизация под арабскую вязь, мог не заметить только слепой. Но в стилизации под арабскую вязь партийные бонзы не видели, видимо, ничего плохого или подрывающего советские устои.

Интересно, кто же это придумал? В чью голову пришла такая хитрая мысль? Имя архитектора этого институтского здания нам известно - это Леонард Игнатьевич Гонсиоровский (1905-1973). После создания проект здания института дорабатывался в Москве в Мосгосвузпроекте. А осуществлялся проект уже после смерти Гонсиоровского.

Гонсиоровский долгое время работал на кафедре в Инженерно-строительном институте, в его старом корпусе. Назвать его известным архитектором довольно сложно, но он автор, точнее, один из соавторов и руководитель проекта создания республиканского стадиона им. Тофика Бахрамова (ранее им. В.И. Ленина, а еще ранее - им. И.В. Сталина) и один из соавторов монумента Азии Асланову в Нагорном парке. Кстати, Леонарда Гонсиоровского, поляка по происхождению, не стоит путать ещё с одним архитектором Гонсиоровским и тоже польского происхождения - одесским архитектором Феликсом Гонсиоровским, жившим в XIX в. и внесшим неповторимый вклад в архитектурный облик этого замечательного города у моря.

Однако утверждать, что именно Гонсиоровский - автор зашифрованного орнамента, нельзя. Возможно, этот вопрос можно прояснить, если найти родственников Леонарда Игнатьевича, его коллег или архив.

Скорее всего, автор зашифрованного в орнаменте слова "Аллах" - кто-то другой, мусульманского происхождения. Одно можно сказать абсолютно точно: появление орнамента - не случайность. Это результат чьей-то целенаправленной деятельности.

И этот кто-то сильно рисковал - точно так же, как и исламские зодчие древности. Ведь догадайся кто-нибудь из партийного руководства или из КГБ, что на фасаде вуза начертано слово "Аллах", автору идеи пришлось бы доживать свой век не в тёплом Баку, а в какой-нибудь холодной Воркуте.

Источник: