Образовательный и воспитательный потенциал мусульманской культуры

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а в частности, программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, актуальным является систематизация, расширение научно-методического материала для педагогов страны. Опыт работы с педагогами показывает, что их готовность вести уроки, занятия, беседы по основам мусульманской культуры требует совершенствования.

А главное, чтобы мы рассматривали мусульманскую культуру как неотъемлемую часть великой российской культуры, культуры мира, которая несёт в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал. Эта культура дала толчок развитию науки, образования, техники, способствовала гуманизации мирового человеческого бытия. И наши дети должны знать это великое достояние человечества, а мы - помнить слова Владимира Соловьева, русского философа, православного христианина и учёного, который назвал ислам великой религиозной культурой, «выросшей на исторической почве из живого зерна, брошенного туда гением первого основателя, с именем которого не напрасно связано всё дальнейшее образование»

Сегодня многие учёные-исламоведы рассматривают ценно­сти ислама как цельное учение о смысле земного существования человека, в жизни которого науке отведено особое место. Доста­точно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сю­жеты, связанные с воспитанием и образованием человека. Знатоки ислама не раз подчёркивали, что наука в мусульманском понимании не сводит­ся только к теологии, а охватывает познание всего мира, в пер­вую очередь - самого человека во всём многообразии его деятель­ности на земле.

В Коране говорится: «Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом (пером)научил человека тому, чего он не знал» («Сгусток», аяты 3,4,5). Образование человека во многом определяет его поведение. Так, в Коране сказано: «Всякая душа – заложница того, что она приобрела» («Завернувшийся», аят 38)

Большим уважением в период расцвета арабо-мусульманской культуры во всех слоях общества пользовались учёные. Они были окружены почитанием. В Книге Аль-Джахиза «Книга красноречия» говорилось, что без четырёх вещей никто не может обойтись, даже если это знатный человек: нельзя не вставать перед своим отцом, нельзя не услужить гостью, нельзя не заботиться о своём коне и нельзя не почитать учёного».

Учёный – образец для мусульман в своём благочестии и рвении к постижению науки. Аль-Хорезми, автор энциклопедии, носящей название «Ключи наук», выделяет «чисто мусульманские науки»: юриспруденция, богословие, грамматика, поэзия, история, логика, медицина, арифметика, геометрия, астрономия, музыка (ноты были придуманы мусульманами), механика, алхимия.

Учёные мусульмане были энциклопедически образованы. Восточная математика во многом превзошла греческую, создав новую отрасль – алгебру. В это же время устанавливается физический закон преломления световых лучей. Учёные-медики совершенствуют учение о психике человека, его темпераментах. Учёные – географы совершали множество путешествий в другие страны, описывали всё то, что увидели.

Эксперимент учёных стал важным методом в достижении истины. Так, Аль - Бируни путём ряда экспериментов вычислил удельный вес металлов и минералов. Врач Ибн аль-Хатиб доказал, что оспа, чума и многие другие болезни передаются путём контакта с больным. Становление научной методологии у мусульман заключалось в формировании у них системного мышления и привития им культуры.

Основной формулой научных исследований мусульман является: опыт – анализ – практика. Европейские историки свидетельствуют, что мусульманские учёные не основывались на голом эксперименте, любой опыт они предваряли теорией. Все знают, что кровообращение первым открыл и определил Ибн аль – Нафис, арабам принадлежит пальма первенства в разработке десятеричной системы счёта. Поиск знаний является наипервейшейобязанностью в исламе. К нему призывал и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки», «Ищите знания, даже, если необходимо будет отправиться в Китай». "

Следовательно, в мусульманской культуре заложен культ знания. Каждый должен постоянно учиться, добывать знания, быть образованным и культурным человеком. Мусульмане считают, что только знания несут добропорядочность и высокую духовную культуру человеку. Именно через знания мусульманин становится настоящим верующим человеком.

Рассмотрение ислама в контексте обра­зования позволяет выстроить трёхуровневую структуру понимания и усвоения его нравствен­но-культурных ценностей, духовного богатства.

Первый уровень представляет собой блок учебного мате­риала, который включает в себя знания о сущности ислама, его истории, развитии, о нравственных ценностях, о социальных, правовых, экономических и политических аспектах.

Второй уровень связан с формированием религиозного ми­ровоззрения в семье, в конфессиональных учебных заведениях.

Третий уровень характеризуется степенью вовлечённости человека в практическую реализацию заветов мусульманского вероучения.

Знания в исламе рассматриваются как обязанность и досто­инство человека. Всю свою жизнь он должен стремиться к науке и познанию. Достаточно вспомнить, что согласно мусульманскому вероучению, всякий мусульманин в течение жизни должен учиться, так как Аллах приказал учиться. Толкователи мусульманского права подчёркивали необходимость изучения медицины, геометрии, астрономии и других наук. Причём ещё с древних времён отмечалось, что - кто учился наукам и не приме­нил их на деле - похож на человека, вспахавшего волом землю, но не сеявшего семян.

Образование для человека в исламе рассматривается не только как познание ценностей ислама, но главное - образование есть совершенствование человека в плане его добродетели, формирование добропорядочного человека. Образование рассматривается как процесс изучения, усвоения определённых знаний и в тоже время образование есть явление, то есть результат процесса образования. Основная цель образования в исламе - это формирование нравственной личности, а знание является способом реализации данной цели.

Но не все знания и стремления познать приветствуются в исламе. В Сунне существуют слова Пророка (мир ему и благословение) в отношении знаний: «Есть четыре порока знания: это хвастовство своими знаниями и ощущение превосходства перед признанными учёными; использование знания в соревновании с дураками; попытки добиться посредством знания благосклонности со стороны вождей - людей, занимающих влиятельное положение»

Реализация единства   разума (знания), души (эмоций) и тела (навыков и умений) в исламе принято называть АДАБ - adab.

Adab– это не только результат образования, но и метод познания, с помощью которого обучающиеся актуализируют знания, отношения и виды деятельности. Во многих странах, где проживают мусульмане, а также в языках мусульманских республик России (в Дагестане, Татарстане и т. д.)слово «adab»   положительно характеризует человека, его нравственное состояние и поведение. И переводится на русский язык, как «добропорядочный человек».   Добропорядочный человек (adably) - это благонравный человек, обладающий хорошим воспитанием и образованием, верующий в Аллаха.

Следовательно, adab – система определённых действий, направленных на формирование нравственной личности и включает следующие направления:

- формирование определённых знаний;

- воспитание нравственных качеств личности;

- совершенствование правильных норм поведения.

Основными критериями добропорядочного человека в исламе являются знания на уровне мудрости и добродетели.

«Адаб без знания всё равно, что костёр без хвороста. Адаб без знания всё равно, что душа без тела»,- гласит арабская пословица.

Не было забыто и ремесло в исламе, о котором поэт Саади говорил: «Лю­бимые дети, учитесь какому-нибудь ремеслу, ибо не заслуживает доверия богатство и мирское добро. Если человек, владеющий ремеслом, лишится власти, — не беда, ибо ремесло в его душе - богатство. Куда бы он ни пошёл, он всюду встретит уважение... а человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения».

Свой вклад исламский мир в лице своих поэтов, филосо­фов, мудрецов внёс и в воспитание, считавшееся важней­шим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных исламских заведениях первейшее вни­мание уделялось именно вопросам нравственного характера. «Кто в детстве не получит воспитанья, не будет счастья в жизни знать потом; сгибай сырую палочку как хочешь — сухую вы­прямишь одним огнём».   Ислам в своей методике воспитания подходит к человеку, как к божьему созданию, совершенному - но и как к человеку, который может ошибаться, совершать грех. Добро и зло существует в человеке.

Ислам нужен для того, чтобы человек, идя по его пути, победил в себе зло, справился со своими ошибками.

Ислам не отнимает у человека права на жизнь, не лишает в его душе желаний, надежды, но подавляет в человеке его дурные желания, страсти, прихоти, показывает ему лучшее, что есть в этом мире, обеспечивает человеку духовное здоровье, делает его добрым и сильным. Ислам всегда учитывает, что человек может ошибаться, поскольку он человек, но даёт человеку возможность покаяться перед Аллахом, который примет его покаяние и простит. Ислам не лишает человека мирских радостей, страстей, любви к жизни, удовольствий - он просто помогает человеку обуздать свои животные инстинкты, указывает ему правильную дорогу.

Мусульмане верят, что человек, по воле Аллаха - Его наместник на земле. В нём есть и зло и добро, благие дела и дурные поступки. Оптимальное состояние для человека достигается не тогда, когда обеспечивается абсолютное господство добра - это утопия, но когда зло не в состоянии затмить добро, взять верх над ним.                          

Цель мусульманской нравственности - воспитать добропорядочного человека. В основе добропорядочности лежит понятие добра, делание добра людям. Добро является одним из главных и наиболее объёмных понятий в исламской этике. В Коране сказано «Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили доброе – им прощение и великая награда». Следует помнить, что в исламе добрые дела делаются не столько для других, сколько для себя. Добро делают всякому, даже тем, кто его не заслуживает, даже своему врагу. «Чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее становится он»,- писал татарский просветитель КаюмНасыри.

Говоря об исламе, следует подчеркнуть, что в нём, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должны быть характерны чест­ность, правдивость, ответственность, доброта. Мусульманин со­вестлив перед самим собой, обществом, Аллахом. В мусульман­ских семьях, следующих Корану, господствует уважение и вер­ность. Ещё издревле исламское общество не принимало плутов­ства, бесчестия, обмана, неблагодарности, неуважения к стар­шим. Характеру истинного мусульманина всегда были присущи такие черты, как справедливость и прощение. В Коране это подтверждается такими изречениями: «Держись за прощение, побуждай к добру и отстранись от невежд».

Настоящий мусульманин тот, кто радуется успехам ближнего, желает ему того, к чему стремится сам, не злословит, не завидует, творит добро по мере своих возможностей. И здесь неважно, какой национально­сти твой сосед, кто он по вероисповеданию - всем нужно оказы­вать уважение. Не зло или гнев, а терпение и любовь должны доминировать в отношениях между людьми. «В тебя камнями, а ты отвечаешь хлебом» - так гласит татарская пословица.

В постоянно меняющемся мире, в котором причуд­ливо сочетаются традиция и новизна, одной из доминант является семья - первооснова общества. Не является секретом, что уже давно идёт сложный, изобилующий отступлениями и прорывами, процесс её размывания, что в первую очередь связано с пониже­нием социальной роли родителей. «Чему вы нас можете научить, если сами едва сводите концы с концами?» - вот вопрос детей к отцам и матерям, которые зачастую в ответ срываются на крик и набившие оскомину нравоучения. Подобная ситуация весьма ха­рактерна для современной семьи, где отсутствует уважение к старшим, утрачена связь племени, рода, фамилии.

Исламское сообщество также встречается с подобными про­блемами, но, как представляется, в гораздо меньшей степени чем, например, западноевропейский мир с его убыстряющимся технологизированным темпом жизни.

«Архаика» ислама в данном слу­чае играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохра­нения традиционных ценностей, приоритета воспитания над об­разованием. Огромные пространства исламского мира с его ори­гинальным мировосприятием сущего не позволили «цивилизо­ванному» сообществу «окультурить» мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Разумеется, это всего лишь одно из многих объяснений, которые могут быть за­действованы в этой чрезвычайно деликатной сфере. В Священном Коране в Суре «Трапеза» неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: «К родителям - благодеяние, и к родичам, и к сиротам, и беднякам».

И, тем не менее, принимая современный мир таким, какой он есть, отмечу, что главной ценностью для мусульман является его семья, иерархия отношений внутри неё. Верующий в Аллаха не ограничивается проявлением доброты к своим родителям, же­не, детям, но точно также относится к родственникам, разрыв свя­зей с которыми является большим грехом. По исламу, причина разрушения семейных, родовых отношений объясняется неспра­ведливостью, завистью, высокомерием. Таким образом, основы социальной справедливости закладываются вначале в семье, а потом распространяются на всё общество.

В ряде хадисов содержатся такие изречения, как: «Рай находится под ногами ваших матерей»; «Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери»; «Слушайте слово старших»; «Уважайте женщин, они ваши матери, жёны и сёстры»; «Навещайте своих родичей».

Персидский поэт XV века Абдуррахма́нДжами писал об уважении к матери так:

 

Не забывай, кто б ни был ты, что матерью рождён,

Что тёплым молоком груди был в детстве напоён.

Всю жизнь с начала до конца в дар принесла тебе,

И словно вещая звезда она в твоей судьбе.

Ты мать родную защити! Всю славу и почёт

Сложи ковром на том пути, каким она пройдёт.

Стань пылью ног её скорей и путь ей облегчай...

Ведь ноги наших матерей идут дорогой в Рай! .

 

Важное место в исламе отводится и материальному обеспе­чению своей семьи. В одном из хадисов утверждается, что «луч­шим динаром, который может истратить человек, является тот динар, который он потратит на свою семью».

Приёмы, формы, методы воспитания в мусульманском мире, в сущности, нельзя назвать оригинальными, так как их начала теряются в глубине веков и схожи с традициями, населяющих землю народов, принадлежащих к различным конфессиям. Главная заповедь добродеяния в исламе гласит: «Старайтесь же опередить друг друга только в добрых делах» . Известный арабский поэт XI века Юсуф Баласагуни писал:

 

Жизнь - это ценность, данная на срок,

Добро содеял - и добро извлёк.

Спешите делать добрые дела,

Забывчивость и леность - свойства зла.

Злой человек себе наносит вред,

А умный, он умнеет с юных лет.

Злость человека- это тяжкий грех,

Пусть милость правит на земле для всех (6).

 

Поэт Саади писал: «Людям не вспомнить после смерти имени того, чьего хлеба они не ели при его жизни».

Конечно, здесь нет ничего такого, что не было бы исстари известно людям. Однако, сегодняшняя социальная ситуация в об­ществе также хорошо нам знакома - разводы, лишение родитель­ских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многие другие печальные примеры современной дикости, старательно стирающей всё то священное, заложенное в вере от­цов и матерей.

Для одних людей Коран - это Свя­щенная Книга, проникнутая глубочайшим нравственным смыс­лом, насыщенная моральными заповедями, поучениями, принци­пами, она имеет непреходящее значение для уверовавшего в ис­лам. Для других – это памятник мировой культуры, шедевр эстетико-философской мысли, неисчерпаемый источник для творчества.

Идеал настоящего мусульманина можно выразить в нескольких ёмких словах: мусульманин - это добропорядочный человек, семьянин, труженик, законопослушный гражда­нин и всегда приверженец здорового об­раза жизни.

Дорогие педагоги, коль мы выбрали дорогу служения нашим детям, их духовно-нравственному воспитанию, прошу вас: изучайте мусульманскую культуру, защищайте её, транслируйте в наше российское общество! Помните слова Чингиза Айтматова: "Нет хороших или плохих народов, культур, а есть плохие или хорошие люди".


 

Людмила Алексеевна Харисова - доктор педагогических наук, профессор, Российская академия образования, Москва

Приведено в сокращении

Источник