Женитьба Пророка ﷺ на Зайнаб. Ответ критикам

Совсем недавно прочитал в Интернете комментарии одного, судя по тому, что там было написано, исламофоба. Не стану гадать, кто он и чей почерк просматривается из текста сообщения. Комментарий же был написан совсем не к теме материала, а просто вставили текст под обсуждаемую статью, желая, чтобы больше людей обратило на это внимание. Как будто целенаправленно распространяют именно те материалы, где так или иначе враги Ислама пытаются обвинить Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) или унизить его достоинство.

Интересно, чем руководствуются такие люди. Если они верующие в Иисуса или Моисея (мир им), то все пророки, к которым было ниспослано писание и которые призывали к поклонению одному Богу, Творцу всего сущего, являются братьями. И если такой человек верит в наступление Судного дня, то ему следует бояться Всевышнего и готовиться к отчёту перед Ним. Ведь во всех писаниях упоминается о том, что каждая душа ответит за свои деяния перед Господом в День Суда. А вдруг всё то, что он написал, в действительности окажется совсем наоборот?! (Воистину, так оно и есть.)

Если же автор подобных ложных, абсурдных обвинений является не верующим, атеистом или материалистом, то и ему следует по этике сдержать свой язык от обвинения того, за кем следуют миллиарды людей на протяжении тысячи лет, хотя бы ради того, чтобы сохранить степень своей благородности перед такими, как он, людьми. Не порицать то, в чём он не разобрался, а спрашивать, для того чтобы получать ответы, подобно ищущему знания. Ведь знание – это свет. В любом случае, кем бы не был автор этих строк, всё же надеюсь, что он обладает хоть малейшей степенью разума и, проявив терпение, прочитает то, что мне удалось собрать из достоверных арабских источников для разъяснения этого вопроса. И так как в Интернете не малое количество статей, написанных и ранними, и поздними востоковедами, недоброжелателями и исламофобами в адрес самого благородного из людей – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) я решил более обширно охватить данную тему.

Отчасти они ссылаются на толкования Корана исламских учёных, также на некоторые слабые или вымышленные хадисы, повествующие об истории развода приёмного сына Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зайда со своей женой Зайнаб, дочерью Джахша.

Что же о причине развода Зайда и Зайнаб (да будет доволен ими Аллах) приводят в качестве доводов, ссылаясь на эти источники, клеветники, исламофобы и востоковеды, по их искажённому представлению?

Они разбавили все эти слабые высказывания своими личными суждениями, стараясь испачкать личность Пророка (мир ему и благословение) ложными обвинениями.

В этих слабых, а то и вымышленных хадисах, которые они приводят в качестве доводов, вкратце содержится следующее:

Пророк (мир ему и благословение) в один из дней посетил Зайда, но его не оказалось дома, и он случайно увидел Зайнаб в лёгкой домашней одежде и влюбился в неё. Он сказал слова, косвенно указывающие на это. Зайнаб поняла это и рассказала мужу. Когда же Зайд узнал об этом, поспешил дать ей развод, чтобы осуществить желание Пророка (мир ему и благословение). Зайд пришёл к Пророку (мир ему и благословение) сообщить, что он намерен развестись с Зайнаб, а Пророк (мир ему и благословение) отговаривал его от этого, но сам очень желал их развода, для того чтобы жениться на ней, и утаил это.

Говорится также, что Аллах специально послал ветер, чтобы убрать занавес, чтобы Мухаммад (мир ему и благословение) увидел Зайнаб..Что Зайнаб после этого случая пыталась поспособствовать разводу. Подходила к Мухаммаду (мир ему и благословение) и просила взять её в жёны. Что Аллах делал так, что у Зайда пропадала эрекция, как только он приближался к Зайнаб. Что Пророк (мир ему и благословение) специально отменил усыновление, чтобы оправдать свою женитьбу на Зайнаб. Что Аллах ниспосылал аяты в угоду Мухаммаду (мир ему и благословение), или он сам выдумывал их в угоду себе. А также о том, как смог Мухаммад отправить Зайда сватать Зайнаб для него? Это и многое другое из ложных обвинений врагов Ислама в адрес Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Да убережёт нас Аллах от этого.

Да, в действительности, враги Ислама и Пророка (мир ему и благословение) из числа язычников, лицемеров и иудеев использовали этот случай из жизни Пророка (мир ему и благословение), для того чтобы оклеветать его, выставить не в лучшем свете. Они выдумали множество хадисов на эту тему или просто добавили к хадисам слова, которые искажали смысл рассказанного.

Поэтому приведём высказывания учёных, авторитетных алимов, хадисоведов, толкователей Корана, которые разобрали цепочку передатчиков и степень достоверности тех источников, на которые ссылаются некоторые учёные Ислама из числа толкователей Корана. Они, в свою очередь, приводят их в качестве довода, не до конца изучив степень достоверности передатчиков этих преданий. Также ссылаясь на них пользуются ими враги Ислама.

Воистину, одной из важных особенностей и отличий религии Ислам является то, что всё то, что передают или рассказывают из жизни Пророка (мир ему и благословение) или содержание хадисов, тщательно изучается авторитетными учёными, имамами, хадисоведами. Всё проверяется на степень достоверности: как само изречение, так и те, от кого оно передаётся, т. е. вся цепочка передатчиков (иснад).

Поэтому не всё то, что передаётся или написано в книгах, тафсирах или хадисах, обладает степенью достоверности. Ведь среди них есть и слабые, и вымышленные предания и рассказы. Или более слабые приводят наряду с достоверными хадисами, а тот, кто хочет сеять смуту, опирается только на слабые, ссылаясь на имена учёных Ислама, которые привели эти высказывания в своих книгах.

Далее я приведу мнение авторитетных учёных Ислама о том, на сколько доверенными являются передатчики этих хадисов, разъясняя цепочку (иснад) и тексты самих хадисов.

Жизнь нам показывает, что то, что соблюдается определённым обществом на протяжений многих десятков лет из традиций и обычаев, не легко оставляется ими. Эти обычаи и традиции порождают характер людей, определённые нравственные устои и взгляды. Нарушение их становится причиной всеобщего порицания и упрёка, и поэтому люди нелегко расстаются с обычаями, укрепившимися веками в их обществе. Одной же из таких традиций, которая была утверждена среди арабов и от которой очень трудно было отвратить общество в то время, было то, что если кто-либо усыновлял кого-либо, то он считался одним из полноценных детей и имел права на имущество или на родословную, к которому усыновлённый не имел никакого отношения. А также то, что отец не имел право взять в жёны женщину после развода или смерти того, кого он усыновил, хотя он и не являлся ему родным сыном. Было и то, что освобождённый от рабства вполне свободный человек всё же считался человеком второго сорта. Для построения полноценного нравственно совершенного общества необходимо было перевоспитать нравы, искоренить обычаи и традиции, избавить от стереотипов это общество.

Всевышний же выбрал для этого Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, находясь среди общества, погрязшего в языческих обычаях, перевоспитывал его. Он делал это словами, проповедью, призывом к лучшему. Во многом Пророку (мир ему и благословение) приходилось показывать это и собственным примером.

Одним из таких случаев была женитьба Пророка (мир ему и благословение) по велению Аллаха на его двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, которая до него была женой Зайда ибн Хариса. Зайд же был человеком, которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) освободил от рабства, усыновил и воспитал как собственного сына.

Но эта женитьба навлекла множество злословий, упрёков, насмешек и разговоров со стороны многобожников и лицемеров того времени, мол, «Мухаммад женился на бывшей жене своего сына…» и т. д. Точно так же и сегодня этот эпизод из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) используют исламофобы, востоковеды для того, чтобы бросить тень на высокочтимую личность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), приводя это в качестве довода для оправдания своих ложных обвинений в адрес Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В действительности же было так:

Посланник (мир ему и благословение) женил Зайда по велению Аллаха на своей двоюродной сестре Зайнаб и сам лично пошёл просить её руки для Зайда. Но ей и её брату Абдулле это не понравилось. Зайнаб сказала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха! Я благородная среди курайшитов, я не согласна выйти за Зайда». И тогда был ниспослан следующий аят о них.

(Смысл): «Для верующего мужчины или верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, в явном заблуждении» (сура «аль-Ахзаб», аят 36).

 Ат-Табарани в книге «аль-Кабир» (т. 24 стр. 39-40), также Абу Нуайм в «Хульят аль-Авлияъ» (т. 5 стр. 52) приводят, что после ниспослания данного аята Зайнаб сказала: «Я отправила к Пророку человека сказать, что я прошу прошения у Аллаха и подчиняюсь Аллаху и его Посланнику. “Сделай, о Посланник Аллаха, то, что считаешь нужным”. Посланник Аллаха выдал меня замуж за Зайда. Но я была груба по отношению к нему, и он пожаловался на меня Пророку. Посланник Аллаха упрекнул меня за это. Через некоторое время я опять стала относиться к мужу так же грубо и вредила ему своим языком. Зайд опять пожаловался на меня Пророку. Посланник Аллаха сказал ему: “Побойся Аллаха и удержи свою жену при себе”, то есть: не разводись с ней. Но Зайд сказал: “Я разведусь с ней”».

В таких токованиях к Корану, как «аль-Хазин», «аль-Багави», «ат-Табари», «аль-Бахр аль-Мухит» и других приводят следующее: Зайд отправился к Посланнику (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу развестись с Зайнаб». Посланник (мир ему и благословение) спросил Зайда: «Что случилось? Может, ты что-то увидел в ней?» Зайд ответил: «Клянусь Аллахом, я не видел в ней ничего, кроме хорошего. Тем не менее я испытываю трудности из-за её высокого положения, и мне вредит её язык».

Выше упомянутые источники нам открывают истинную причину развода Зайда и Зайнаб. А именно этому послужили постоянные разногласия между ними. Одна из важных – это их различие в сословии. Зайнаб была из знатной семьи и благородного происхождения, а Зайд был освободившимся рабом. Другая – это характер Зайнаб, который не подходил Зайду. Они не смогли найти согласия в этом браке, что и послужило причиной их развода.

Однако Аллах более сведущ в том, что творят Его рабы, и знает исход всякой вещи. И поэтому Всевышний известил своего Посланника (мир ему и благословение) о том, что распадётся семья Зайда и Зайнаб, и предписал ему жениться на Зайнаб.

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение), заранее зная об исходе их разногласия и о том, что в итоге Зайнаб станет его женой, как предписал это Аллах, всё же повелевает Зайду, чтобы он не разводился с женой и проявил терпение и богобоязненность. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не открыл никому того, что сообщил ему Аллах, и скрыл в своём сердце то, что знал, каким будет исход их брака. Скрыл он это не потому, что хотел что-то утаить, а потому, что не было велено ему говорить об этом людям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сказав Зайду: «Удержи свою жену при себе, побойся Аллаха», сделал то, что сделал бы любой здравомыслящий человек, если бы подошли к нему за советом в подобной ситуации.

Как и сообщается в аяте священного Корана.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «И вспомни, как ты говорил (Мухаммад) тому, кого облагодетельствовал Аллах (т. е. направив к религии Ислам, и это Зайд) и кого ты облагодетельствовал (т. е. освободив от рабства и воспитав как сына): «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!» (т. е. не разводись с ней). И ты скрываешь в душе своей то, что Аллах откроет (т. е. то, что Зайд разведётся с ней, и ты женишься на ней). Ты боишься людей (т. е. людских сплетен о том, что он женился на бывшей жене своего названного сына Зайда), но Аллах – самый достойный того, чтобы ты боялся Его. Когда же Зайд исполнил с ней желание своё , Мы женили тебя (Мухаммад) на ней, чтобы не было для верующих затруднений в женитьбе на жёнах своих приёмных сыновей, после того как они удовлетворили с ними своё желание. Веление Аллаха обязательно свершается» (сура «аль-Ахзаб», аят 37).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар в толковании сборника «сахих аль-Бухари» пишет о том, что то, что скрыл Пророк (мир ему и благословение) в своём сердце, было то, что Всевышний сообщил ему, что Зайнаб вскоре станет его женой. А побудило его к этому боязнь того, что люди станут говорить о том, что Пророк женился на бывшей жене своего сына. Всевышний же захотел отменить обычай времени невежества и правила, которые применялись ими в отношении усыновлённого, и выбрал Он для этого предводителя мусульман, чтобы это было более побуждаемым для принятия ими. Смотрите «Фатх аль-Бари».

Что же касается того, что приведено в некоторых толкованиях к Корану, таких как «Джамиуль- аль-Баян» Ибн Джарира ат-Табари, он трактовал вышеприведённый аят индивидуально, не дополняя другими вопросами, не касающимися данного аята.

Также имам ар-Рази в своём «Тафсире» приводит в качестве толкования некоторые слова ибн Джарира ат-Табари.

В книге «аль-Джаваб аль-Кафи» – в упоминании истории о любви ас-Саляф ас-Салих и великих Имамов.

Также имам Аз-Замахшари в своём «Тафсире». Все они приводят в толкованиях слабые хадисы или хадисы с привнесёнными словами, искажающими смысл рассказа наряду с другими хадисами, повествующими историю развода Зайда с Зайнаб бинт Джахш.

Из цепочки хадисов видно, что эти учёные-толкователи, приводя предания, повествующие об этом случае, не уточнили достоверность цепочки и цитат хадисов, которые дошли до них.

Далее разберём, на сколько недостоверны эти предания и кем на самом деле являются их передатчики.

Первое предание

Это то, что упомянул ибн Саад в книге «Табакат» (т.1 стр. 101). Ссылаясь на него Ибн Джарир ат-Табари в книге «Тарих» в 8-м томе приводит: нам рассказал Мухаммад ибн Умар, который сказал: «Мне рассказал Абудуллах ибн Амир аль-Аслями от Мухаммада ибн Яхъя ибн Хиббана, который сказал: “Пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в дом Зайда ибн Хариса, желая найти его…”»

В этом предании есть три полноценные причины для опровержения его достоверности, хотя хватило бы даже и одной из них:

Первая причина: то, что этот хадис относится к категории хадисов "Мурсаль". Он же относится к категории слабых хадисов. Передатчик хадиса Мухаммад ибн Яхъя ибн Хиббан является табиином, который передаёт этот хадис от сподвижников, а также он передаёт его и от табиинов, таких как Умар ибн Салим и Арадж и других. Он умер в 121 году по хиджре в возрасте 74 лет. И он в точности не знал эту историю и не упомянул, кто именно рассказал ему её. Из книги «ат-Тахзиб» (том 9 стр. 507-508).

Вторая причина: Передатчик, упомянутый в цепочке по имени Абдуллах ибн Амир аль-Аслями является слабым передатчиком по единодушному решению учёных-хадисоведов. Более того, имам аль-Бухари сказал о нём: «Захибу аль-хадис» – «Забывающий хадис», а Абу Хатим сказал о нём: «аль-Матрук» – «Оставленный», то есть тот, чьи хадисы не принимаются. См. книгу «ат-Тахзиб» (том 5 стр. 275). Также в книге «Мизануль-Итидаль», т. 2 стр. 448.

Эти прозвища используются в адрес тех передатчиков, в которых есть сомнения, что они обманывают, и этот хадис приводится только от них.

Третья причина: Передатчик Мухаммад ибн Умар, на кого ссылается Ибн Джарир ат-Табари, он же аль-Вакидий, рассказчик многих преданий, однако он тоже получил прозвище «Матруку аль-Хадис» (т. е. чьи хадисы оставлены). Некоторые учёные, имамы, хадисоведы обвинили его в обмане и выдумывании хадисов. См. книгу «Мизануль-Иътидаль», т.3 стр.664.

Второе предание:

Это хадис, который приводит ибн Джарир ат-Табари в своём известном толковании Корана «ат-Тафсир», словами: Мне рассказал Юнус, который, сказал: Мне рассказал Ибн Вахб, что Ибн Зайд сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахша. И в один день Посланник Аллаха вышел, желая увидеть его…»

Этот хадис относится к категории слабых, не имеющих степени достоверности рассказов по двум причинам:

Первая причина: Этот хадис относится к категории слабых хадисов, именуемых "Музаль" по единогласному мнению хадисоведов, как об этом пишет имам ан-Навави и другие учёные-хадисоведы. "Муъзаль" означает, что из цепи передатчиков этого хадиса подряд сброшены два и более передатчика, и это лишает его степени достоверности и относит к категории слабых хадисов.

Что касается передатчика Ибн Зайда, он же Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслям, то он не являлся сподвижником или табиином.

Вторая причина: Передатчик этого хадиса Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслям считается слабым по единодушному решению учёных-хадисоведов. Некоторые учёные сказали, что он «Матрукуль Хадис» (т. е. оставленный).

Имам аль-Бухари и Абу Хатим сказали: «Его посчитал очень слабым Али ибн Умар аль-Маданий». Абу Хатим сказал: «Он был в знании хадиса самым слабым». Высказываний учёных о его слабости очень много. См. «ат-Тахзиб», т. 6 стр.176.

От него передаётся много из трактований Корана. В тех же вещах, где он трактует от себя, необходимо проверить, а то, что он передаёт по непрерывной цепочке, не принимается. Так как же примется, если в цепочке сброшены передатчики?

Предание третье:

Его приводит имам Ахмад в своей книге «Муснад», т.3 стр.149 –150.

Он сказал: «Нам рассказал Муамиль ибн Исмаиль». Тот сказал: «Рассказал нам Хаммад ибн Зайд», он сказал: «Рассказал нам Сабит от Анаса». Анас сказал: «Посланник Аллаха пришёл в дом Зайда ибн Хариса…»

Что касается передатчика Муамила ибн Исмаила, то большинство учёных описали его как часто ошибающегося, который передаёт неизвестные хадисы. Сказал Якуб ибн Сулейман: «Его хадис не подобен хадису его последователей, и обязуется учёным воздержаться от его хадисов, потому что он передаёт "Манакиры", т. е. неизвестные хадисы от надёжных своих шейхов, а это ещё хуже, а если бы эти "Манакиры" были бы от слабых передатчиков, то мы хоть посчитали бы это как оправдание».

Мухаммад ибн Наср аль-Марвазий сказал, что если Муамиль передал хадис индивидуально, нужно оставить этот хадис и воздержаться от него, потому что у него была плохая память и он делал много ошибок. См. «ат-Тахзиб», т.10 стр. 381.

Этот хадис передала группа учёных от надёжных последователей Хаммада, но без упоминания начала хадиса. Они передают лишь то, как Зайд пришёл с жалобами на Зайнаб к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и слова, которые ответил ему Пророк (мир ему и благословение), и ниспослание аята. См. аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи.

Предание четвёртое

Его приводит тоже Ибн Джарир ат-Табари в своём толковании «ат-Тафсир», словами нам рассказал Бишр, что он сказал: нам рассказал Язид, тот – нам рассказал Саид от Каттады: приводя аят из Корана (смысл): «И вспомни, как ты говорил (Мухаммад) тому, кого облагодетельствовал Аллах…»

Толкуя этот аят, Каттада сказал, что Пророк (мир ему и благословение) скрыл своё желание, что бы Зайд развёлся. То есть скрыл не то, что Аллах сообщил ему, а то, что сердцем желал, чтобы Зайд развёлся.

Этот рассказ также передал Абдураззак от Муаммара, он же от Каттады в кратком содержании…

Каттада ибн Даамат ас-Садусий – один из имамов из числа хафизов хадисоведов, известный своим трактованием к Корану. Учёные пишут, что всё то, что он трактовал лично, нужно пересматривать, а то, что он передал от кого-то, то учёные выявили в них множество фальсификации в передатчиках «ат-Тадлис». Учёные-хадисоведы сделали условием для достоверности хадиса от него, чтобы он при упоминании цепочки передатчиков подтверждал это словами: «Я сам лично слышал этот хадис от такого-то». А что касается того, когда он сбрасывает передатчика, то есть не упоминает его, как, например, в данном его рассказе, то это считается сильно слабым и не относится к достоверным хадисам.

Аш-Шабий о нём сказал: «Каттада был подобно собирающему хворост в ночи». Абу Амр ибн Аля сказал: «Каттада и Амр ибн Шуайб брали хадисы от кого угодно». См. «ат-Тахзиб», т. 8 стр. 351–356.

Яхъя ибн Саид аль-Каттан о нём говорил: «Он (Каттада) как ветер». См. «Джамиу-Тахсыль фи Ахками аль-Марасиль», стр. 101.

Основываясь на том, что в предании в его трактовке к вышеупомянутому аяту нет глубокого разъяснения, как в других преданиях, есть возможность опровергнуть его более достоверными преданиями, разъясняющими смысл слов "Ахабба" и "вадда" (т. е. хотел или желал, чтобы он развёлся) смыслом: знал, что Зайд разведётся с ней по внушению Аллаха этого ему. А боязнь Пророка сплетен людей было в том, что они скажут, что он женился на жене своего сына.

Предание пятое:

Его привёл имам аль-Куртубий в «Тафсире», т.14 стр. 190, словами сказал Мукатиль: «Пророк (мир ему) женил Зайда на Зайнаб бинт Джахш, она с ним прожила некоторое время, после чего Пророк пришёл к Зайду, желая увидеть его…»

В этом предании не упомянута цепочка передатчиков до Мукатиля.

Имам ан-Навави в книге «ат-Тахзиб» (т.1 стр.649) о нём пишет. Когда спросили Вакиа о толковании к Корану Мукатиля, он сказал: «не смотрите в него», его спросили: «А что с ними делать?» Он ответил: «Похороните их». Так же Вакиа сказал о нём, что он был обманщиком. Абу Хатим сказал: «Он оставленный» – «аль-Матрук». Яхъя ибн Маин сказал: «Его хадисы не имеют никакой ценности».

Предание шестое:

От Ибн Исхака передаётся: «Болел Зайд ибн Хариса, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришёл навестить его. В это время Зайнаб, дочь Джахша, сидела у изголовья больного…» У этого предания нет иснада, то есть цепочки передатчиков. И в книге «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама оно не упоминается.

Все эти слабые или выдуманные предания противоречат друг другу. В некоторых из них упоминается, что Пророк (мир ему и благословение) навестил Зайда, а он отсутствовал, а в некоторых, что Зайд был болен и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) навестил его. В некоторых говорится, что Пророк (мир ему и благословение) стоял у двери, и Зайнаб вышла, а в других, что Пророк (мир ему и благословение) стоял у двери, подувший ветер открыл висевший на двери занавес, и Пророк (мир ему и благословение) увидел её и был поражён её красотой. Как же всё это не соответствует действительности...

Теперь рассмотрим логическую сторону этой картины

Во-первых, Зайнаб родилась в Мекке за долго до пророческой миссии Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Она была его двоюродной сестрой, дочерью его родной тёти по отцу. Зайнаб выросла на его глазах, пока не достигла юношества.

Зайнаб была в числе первых, кто вместе с Пророком (мир ему и благословение), переселилась в Медину, и это было уже в её зрелом возрасте.

Она выросла и прожила рядом с Пророком (мир ему и благословение) как в Мекке, так и в Медине задолго до того, когда было предписано носить хиджаб.

Ибн Саад в «ат-Табакат» пишет, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) женился на Зайнаб в начале месяца Зуль Каида, пятого года по хиджре, когда ей было 35 лет. См. т. 8 стр.114.

Зайнаб жила в браке вместе с Зайдом менее одного года, как об этом пишут учёные-хадисоведы.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) женился на ней сразу после того, как завершился послеразводный период идда.

И как это странно получается: все эти 35 лет Пророк (мир ему и благословение) вообще не видел её и почему-то именно после того, как она вышла замуж, и именно за названного сына Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вдруг ветер отодвинул занавес или Пророк (мир ему и благословение) просто случайно увидел её и влюбился? А до этого момента он как будто и не знал её! Тем более что ранее ношение хиджаба не было обязательным. Такое невозможно представить даже по отношению к простому человеку, не говоря уже о Пророке Аллаха (мир ему и благословение).

Это же просто явная ложь, исходящая от врагов Ислама, желающих очернить самого благородного из людей – Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Во-вторых: Если бы Пророк (мир ему и благословение) желал бы её или если бы появилось в его сердце чувство к ней, то что мешало ему жениться на ней, вместо того чтобы против её желания выдавать замуж за своего приёмного сына Зайда.

Более того, надо вспомнить и тот факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам лично пошёл сватать ее за Зайда и сам же оплатил ей вместо Зайда предбрачный дар, как об этом упоминается в достоверных источниках.

В-третьих: Не соответствует логике тот факт, что Всевышний в Коране упрекает Пророка (мир ему и благословение) в том, что он, желая жениться на Зайнаб, скрыл свою любовь к ней и не сказал об этом прямо её мужу. Как это может быть правдой, ведь если мы допустим такое, получается, что Пророк (мир ему и благословение) должен был прямо сказать Зайду: «Я влюбился в твою жену и хочу что бы ты с ней развёлся»? И Аллах упрекает его за то, что он так не сказал?! Это же абсурд, не соответствующий разуму даже простого человека! Как же такое можно предположить относительно самого умного и нравственно возвышенного человека?!

Все эти несоответствия, такие как слабость хадисов и их разночтение, несоответствие логике и здравому смыслу, достаточны для того, чтобы выявить ошибочность этих обвинений.

К тому же есть достаточно других преданий, которые точно растолковывают эти аяты, в достоверности которых нет сомнения.

 Имам аль-Куртубий, после того как привёл правильные комментария к тому, что скрыл Пророк (мир ему и благословение) в сердце и чего боялся от людей, сказал: «Этот комментарий – лучшее из того, что сказали великие учёные, и это то, что утверждают обладатели истинных знаний, такие как аз-Зухрий, аль-Кази, Бакр ибн аль-Ала, имам аль-Кушайри, аль-Кази Абу Бакр ибн аль-Арабий и другие занимающиеся трактованием Корана. Что же касается того, что Пророк (мир ему и благословение) влюбился в Зайнаб, жену Зайда, как говорят некоторые сумасшедшие, употребляя слов "ишкъ" (любовь), это лишь то, что исходит от их невежества в отношении качеств Пророков. «Исмат» – это защищённость их от грехов. Или же подобное исходит от тех, кто умышленно оставляет уважение к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)». См. «аль-Джами ли Ахкам аль-Куран» Имама аль-Куртуби.

Ибн Касир в «ат-Тафсир аль-Коран аль-Азым» (т. 3 стр. 491) после упоминания достоверных преданий сказал: «Ибн Абу Хатим и Ибн Джариром упоминаются предания от праведных предках. Хочу сказать, что нет в них достоверности, и мы не будем упоминать их». Так же Имам Ахмад сказал: «В хадисе, который передаётся от Хаммада ибн Зайда, он же от Сабита, он же от Анаса (да будет доволен им Аллах), есть неясность, и мы предпочли не приводить его».

Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», толковании к «Сахих аль-Бухари», после упоминания достоверных преданий сказал: «До нас дошли ещё другие предания, которые привёл Ибн Аби Хатим и ат-Табари, и их передали, ссылаясь друг на друга многие толкователи Корана, которыми не следует занимать себя». См. т. 8 стр. 524.

Хвала Аллаху, что есть такие алимы, которые уделили своё внимание подобным несоответствующим сущности Пророка (мир ему и благословение) обвинениям. Они изучили их и выявили много безосновательных утверждений, которые были внесены или внедрены частично в хадисы или в рассказы о жизни Пророка (мир ему и благословение) теми, кто хочет посягнуть на святость Пророка (мир ему и благословение) или исказить истинную историю возрождения Ислама.

Зайд сватает Зайнаб для Пророка.  Как это было.

Далее хочу обратить ваше внимание на то, что Пророк (мир ему и благословение) отправил Зайда сватать Зайнаб для себя. В достоверном хадисе, приводимом имамом Муслимом, говорится, что после истечения послеразводного времени (идда) Пророк (мир ему и благословение) отправил Зайда известить Зайнаб о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) намерен взять её в жёны. До того момента она этого не знала и поэтому сказала: «Я не отвечу пока не помолюсь Аллаху».

Имам ан-Навави в «Шархуль Муслиме», толковании сборника «Сахих Муслим», пишет о том, что Зайда отправили сватать Зайнаб для Пророка (мир ему и благословение) следующее: «В этом есть довод тому, что нет порицания в том, чтобы человек отправил сватать для себя жену того, кто был её мужем, если он знает, что это не огорчит его и не обидит, как это было в случае с Зайдом».

Что же касается того, что Зайд опустил глаза и повернулся к Зайнаб спиной и в таком состоянии стал говорить ей об этом, то Имам ан-Навави пишет: «Зайд пришёл к ней, как обычно приходят к простым людям, как он приходил к ней раньше. Когда же он увидел её, то понял, для кого он пришёл её сватать и проявил к ней достойное уважение и великое почтение . Отсюда и его слова: “Когда я увидел её, она показалась мне великой, и я не смог посмотреть на неё из-за того, что Посланник Аллаха упомянул её (т. е. когда осознал, кто к ней сватается), и потому повернулся к ней спиной” (Муслим). Поэтому он отвернулся от неё, чтобы не смотреть ей в лицо, и, опустив голову, стал говорить с ней почтенно, как и подобает говорить с женой Пророка (мир ему и благословение). Ведь к этому времени ещё не был ниспослан аят, обязующий носить хиджаб». См. т. 9 стр. 227.

Для тех, кто ищет истину, хватит и намёка, а тем же, кому Всевышний затмил разум, не помогут ни проповеди, ни увещевания, ни чтение многих книг. Как не хватило этого лицемерам язычникам и тем, кто считал себя врагами Пророка (мир ему и благословение) и жили рядом с ним. Они не приняли истину от него и не последовали за ним. Да направит нас Аллах на путь истины и убережёт от заблуждения! Аминь.

Ищущий знания

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки