Поход на Табук – испытание веры и победа без боя

Одним из судьбоносных эпизодов в истории Ислама является поход на Табук, состоявшийся в девятом году по хиджре. Согласно разведданным, полученным Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), император Византии Ираклий собрал 100-150-тысячное войско, чтобы напасть на Медину.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему) мобилизовал максимальное количество верующих для отражения этой атаки византийцев, и хотя сражение так и не состоялось, поход отбил желание у византийцев нападать и по праву может считаться победой без боя, а также испытанием для верующих.

Дело в том, что поход пришёлся на трудный период времени, когда было очень жарко и стояла засуха. К тому же была пора, когда подоспел урожай. В такое время люди больше предпочитали проводить дни в тени плодоносных деревьев и с большим трудом покидали их. И хотя нависла угроза нападения врага и была объявлена всеобщая мобилизация, Пророк (мир ему) отпускал тех людей, кто просил остаться, при этом никого не обвиняя и не укоряя.

Например, он обратился к одному из предводителей лицемеров по имени Джад бин Кайс и сказал: «О Джад, готов ли ты выйти со мной на сражение с римлянами?»  На это он ответил Посланнику Аллаха (мир ему): «О, Посланник Аллаха, дай мне свое позволение и не приближай меня к соблазну! Мой народ хорошо знает о том, что я больше всех подвергнут любви к женщинам! Поэтому я очень боюсь, что если увижу женщин римлян, то они соблазнят меня! Поэтому позволь мне не участвовать в этом сражении, о, Посланник Аллаха!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отвернул от него свое лицо и сказал: «Я разрешаю тебе!» После этого из Священного Корана был ниспослан следующий аят:

«Некоторые лицемеры говорили пророку: «Разреши нам уклониться от сражения и не подвергай нас испытанию и трудностям». И они стали из тех, кто не повинуется Аллаху. Истинно, геенна объемлет неверных в Судный день!» (9:49)

 

Некоторые же лицемеры сказали: «Не отправляйтесь на сражение в такую жару!» В этой связи был ниспослан другой аят из Священного Корана:

«Оставленные на своих местах радовались тому, что сидят в тылу Посланника Аллаха, так как им было ненавистно бороться во имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью, и они говорили : "Не выступайте в поход в такой зной". Ты, возрази им: "Адский огонь намного жарче". О, если бы они знали истину!» (9:81)

 

Несмотря ни на что, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) продолжал серьёзно готовиться к походу на Табук. Состоятельных людей он побуждал помогать своим имуществом. Они отозвались и обеспечили малоимущих верховыми животными. Больше всего материальную помощь оказал Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах). Он купил двести верблюдов и всех их предоставил для общего дела».

 

Мусульмане всё, что имелось у них, использовали на этом пути. Абу Бакр Ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) отдал все свои деньги, которые в сумме составляли четыре тысячи дирхамов. На это Посланник Аллаха (мир ему) спросил его: «А оставил ли ты своей семье чего-либо?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я им оставил Аллаха и Его Посланника!»

После этого Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отдал половину своего имущества. После этого Посланник Аллаха (мир ему) спросил его: «А оставил ли ты своей семье чего-либо?» Он ответил: «Да. Половину своего имущества!»

После того же, как Умар (да будет доволен им Аллах) узнал о том, сколько имущества отдал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ради этого похода, то сказал: «Нет такого благого дела, в котором бы ты, о Абу Бакр, не опередил бы всех!»  

 

Наряду с ними материальную помощь оказали и Аббас бин Абдулмутталиб (да будет доволен им Аллах) и Тальха бин Убайдуллах (да будет доволен им Аллах). Абдуррахман бин Авф (да будет доволен им Аллах) предоставил двести окйия серебра. Так же и остальные сподвижники оказывали материальную помощь. Например, Сад ибн Убада, Мухаммад бин Маслама, Асым бин Адий, да будет доволен ими Аллах и многие другие. Но больше всех пожертвовал Усман бин Аль-Аффан (да будет доволен им Аллах). Его имущества хватило для снаряжения одной третьей части всего войска. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «После этого Усману не навредит всё то, что он сделал!»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) продолжал побуждать людей тратить своё имущество на пути Аллаха. Они, в свою очередь, тратили и надеялись на вознаграждение Аллаха. Богатые люди при этом помогали бедным. Один человек привел верблюда, дал его двум нуждающимся и сказал: «Этот верблюд для вас двоих. Будете его седлать по очереди».

Даже женщины оказывали помощь по мере возможностей.  Так, например, Умму Синан Аль-Аслямия (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В доме Аиши (да будет доволен ею Аллах) я видела, что была расстелена одна одежда и на ней были выложены женские драгоценные украшения. Все они были пожертвованы женщинами на пути Аллаха в качестве помощи для мусульман!» 

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расположил своё войско на выходе из Медины в месте под названием Сания Аль-Вада.

После того как Посланник Аллаха (мир ему) уже решил отправляться в путь, оставив Сибаа бин Урфута Аль-Гафарий (да будет доволен им Аллах) в Медине как своего уполномоченного. По другой же версии он (мир ему и благословение) оставил человека по имени Мухаммад бин Маслама (да будет доволен им Аллах). Перед отправлением в путь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть у вас при себе будет много обуви! Ведь поистине любой человек из вас будет тоже считаться всадником, пока у него будет на ногах обувь!»

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уже начал движение со своим войском, предводитель лицемеров Ибн Убай бин Салюль вместе с некоторыми другими лицемерами отступил назад и сказал: «Неужели Мухаммад собирается воевать с римлянами в такую жару и с такой слабой подготовкой? Неужели он полагает, что это просто игра?!» Находящиеся рядом с ним люди поддержали его и тоже продолжили лицемерить. После того, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправился в путь и совсем уже удалился, Ибн Убай про него (мир ему и благословение) и сподвижников стал распространять плохие слова.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покинул Сания Аль-Вада, то уже направился в Табук. В этот момент он (мир ему и благословение) установил в своем войске свое знамя и свой флаг. Самое большое знамя Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вручил Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), а самый большой флаг вручил Зубайру (да будет доволен им Аллах). Количество войска Посланника Аллаха (мир ему) достигло тридцати тысяч, из них десять тысяч были всадники. При этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) приказал каждому племени и клану иметь своё знамя и флаг».

Вскоре мусульмане достигли Табука и приготовились дать бой византийцам. Однако византийцев не было в Tабуке и армия Пророка (мир ему и благословение) без боя заняла город. Она оставалась в городе ещё много дней, но византийцы так и не подошли. После марш-броска на север византийцы и их союзники ушли, так и не дав битвы. Фактически мусульмане без боя выиграли битву. Мусульманская армия защитила свою страну и завоевала репутацию.

Стратегическим последствием несостоявшегося сражения было то, что государство мусульман было защищено, много арабских племён теперь оставили Византию и присоединились к Пророку (мир ему), тем самым увеличив мусульманское государство. А также были выявлены лицемеры, которых изобличил сам Всевышний Аллах.

 

Ибн Кясир, аль-Бидая 3/ 5

Окйия  мера веса, равная 12 дирхамам или 37,44 гр.

Ибн Сад. Табакат аль-кубра 2/39