Последний путь великого имама Шамиля

Прошёл 141 год, как покинул этот бренный мир величайший учёный своего времени, защитник и опора религии, борец за свободу кавказских горцев, шейх накшубандийского тариката, великий имам Чечни и Дагестана Шамиль.

В арабском языке его имя звучит как Шамвиль, и сам имам любил, чтобы к нему обращались именно так. В старых рукописях имя имама также пишется как Шамвиль.

25 августа 1859 года по соглашению мирного договора между имамом Шамилём и фельдмаршалом Барятинским прекратилась Кавказская война, длившаяся более тридцати лет.

Будучи в Киеве 18 марта 1869 года, Шамиль получает разрешение совершить паломничество на Святую землю. Узнав радостную весть, он первым делом совершил шукру-намаз, выражая благодарность Всевышнему Аллаху.

В 1870 году, совершив паломничество, имам переезжает в город Пророка (мир ему и благословение) – Медину. В Медине его встретили потомки Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и губернатор города Хафиз-паша. Мединцы поселили имама в доме досточтимого шейха Ахмада Рифаи, который являлся саййидом – потомком Пророка (мир ему и благословение).

В своей книге «Блеск горских сабель», посвящённой жизни имама Шамиля, Мухаммад Тахир аль-Карахи пишет: «Передал хаджи Абдуллах, внук хаджи Абдуррахмана Согратлинского, со слов шейха, проницательного имама, учёнейшего нашего господина, кутбу  людей тариката и опоры людей Шариата Ахмада аль-Мадани ар-Рифаи следующее: «Когда этот известный шейх, воин за веру, поддерживаемый помощью Аллаха, победоносный Шамвиль увидел купол мечети господина всех Пророков, то в изобилии потекли его слёзы, тяжело вздыхал он и покорно и смиренно сказал с трепетом в сердце: «О Владыка! О мой Господин! Если моё намерение, мои старания, усилия и мой джихад перед Тобою чисты и находят одобрение у Твоего посланца, то не удаляй меня от соседства с Твоим Пророком (мир ему и благословение), дай мне умереть на священной земле  Твоего любимца, покажи мне его лицо, награди меня его любовью, воскреси меня вместе с теми, кто всегда окружает Пророка (мир ему и благословение) на том свете, и не лишай меня его заступничества».

Затем имам, да очистит Всевышний Аллах его душу, в ночь заклания – (Курбан-байрам) 1287 году по хиджре (3 февраля 1871 г. по григорианскому календарю) переселился к чистоте Его милости. Имама с большим почётом и уважением похоронили на кладбище «аль-Бакия» за надгробным мавзолеем Аббаса – дяди Пророка (мир ему и благословение).

Передавал упомянутый Абдуллах со слов этого шейха о том, что собравшиеся для молитвы на его похоронах жители Медины из учёных, суфиев и обладателей «аль-ахвал»(1)  плакали и говорили: «О султан Ислама! О венец муджахидов!(2)  О защитник религии! Смерть твоя – великое бедствие». К его телу на местности «ал-Бакия аль-Гаркад» столпилось неисчислимое множество народа, желающих снискать благословения (баракат).

Когда умер шейх Шамвиль (да будет свята его душа) его тело принесли к месту благодатной  могилы Мухаммада (мир ему и благословение) и оставили для заупокойной молитвы над ним. Старший из их шейхов обратился с мольбой к Всевышнему Аллаху за Шамвиля, а все остальные повторяли: «Амин!». Этот старший из шейхов сказал, обращаясь к могиле Мухаммада (мир ему и благословение), следующее: «Поистине, шейх Шамвиль приложил все усилия для распространения твоего Шариата, ради которого ты был послан. Он справедливо сражался на пути Аллаха Всевышнего за веру, для возвеличения религии твоей…

…Затем он отправился в священный дом Аллаха(3)  и к твоей благородной могиле. И, истинно, мы, все присутствующие, ища у тебя заступничества для него и свидетельствуя в его пользу об этом упомянутом приложении всех усилий Шамвилём, все до единого – перед тобой. Итак, прими же свидетельствование от нас и возьми его, и поставь перед собою для заступничества перед твоим благородным подателем Владыкой».

Шейх Ахмад ар-Рифаи повелел сделать на надмогильном камне имама Шамиля такую запись: «Могила шейха Шамвиля, борца за правое дело, в теле его оказалось двадцать ран, полученных от неверных и людей порока. Это могила познавшего Аллаха и борца за правое дело, двадцать пять лет ходившего по пути Аллаха, славного, превосходного учёного, имама, повелителя правоверных (амируль муминин), аль-хаджи шейха Шамвиля ад-Дагестани. Да простит его Аллах, его родителей и детей, и тех, кто посетит его могилу. Фатиху за его светлую душу».

Без сомнения Шамиль является из авлия (любимцев) Всевышнего, его деяния и баракат остались на земле даже после его смерти и останутся до Судного дня. Счастлив тот, после смерти которого остались его благородные деяния.

Пусть Всевышний Аллах не лишает нас бараката и шафаата (заступничества) великого имама, шейха Шамиля! Амин!

Мурадулла Дадаев


(1) Хал (мн. ч. ахвал) – это, как говорят люди Истины (ахл аль – хакк), нечто духовное, что находит на сердце без искусственных усилий, без вызывания его и старания приобрести, из веселья или грусти, подавленности или почтительного страха, которые исчезают из-за проявления качеств плотской души (нафс), независимо, следует за ними что-то похожее или нет. Когда это упрочится , то называется «макамом». Ахвал – дары, макамат – приобретённое. Ахвал идут от источника щедрости, а макамат достаются в результате усердия.

(2) Сражающиеся за истинную веру.

(3) Имеется в виду Кааба.