Старейшая на Северном Кавказе Дербентская Джума-мечеть

Дербент – один из немногих древних городов, сохранивших первоначальный облик до наших дней. Вряд ли найдется другой город, который бы знал столько нашествий и разрушений, столько раз служил яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы.

Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама и потомки Мухаммада (мир ему и благословение).

Завоевав Иран в 602 году, арабы в первой четверти VIII века достигли под предводительством Масламе стен древнего Дербента. Они рассматривали город как центр распространения мусульманской религии на северо-восточном Кавказе.С этого времени Дербент превратился в средоточие духовной мысли всего региона, а преобладающей религией местного населения стал Ислам.

В 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (квартеле). Дополнительно была возведена большая кафедральная соборная мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. К 1796 году в Дербенте действовало 15 мечетей. Джума-мечеть по праву считается одной из точек отсчета исламизации России. Она принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным за пределами исламского халифата.

Джума-мечеть расположена в центре старой части Дербента и представлена комплексом самых интересных архитектурных ансамблей древнего города. Комплекс состоит из главной соборной мечети, медресе и жилых помещений для духовенства.

Строительство мечети датируется 115 (г. х.) или 733-734 гг. Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Ее размеры по тем временам считались внушительными: 68 м – с запада на восток, и 28 м – с юга на север. Высота купола равна 17 м. Двор мечети – 55х45 м.

Внутреннее пространство состоит из трех нефов. Ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – по 4 м, они разделены квадратными столбами (97х97 см) с профилированными капителями. Между столбами перекинуты стрельчатые арки.

На протяжении своей многовековой истории джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом сохранилась надпись о том, что в 770 году хиджры (1368-1369 гг.) мечеть восстановлена после землетрясения строителем Таджудином из Баку.

Спустя 1300 лет джума-мечеть предстает перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения, город постепенно менялся, а джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем. К сожалению, история джума-мечети помнит и недобрые времена. Ее закрытие в 1930-е годы шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всей стране. Однако, в отличие от тысяч других культовых учреждений, судьба джума-мечети оказалась более циничной: в 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения.

В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны постановлением из Москвы мечеть была передана духовенству с правом дальнейшего использования по назначению.

Бесценным богатством и украшением джума-мечети, несомненно, являются платаны. Четыре дерева, одно величественнее другого, гордо возвышаются над высоким куполом мечети. По ним она узнается с любой точки города.

Газета "Ассалам"