Ислам на Ярославской земле

Я, проситель имам Махмуд Юсупов, имею честь объяснить управе, что числом около 1000 человек магометан, проживающих в городе Ярославле, желают для обряда моления и для обряда совершения треб, как то: похороны и прочее, построить магометанскую мечеть в городе Ярославле, но на таковую постройку названной мечети места отведённого нет. Ввиду этого, я, имам Махмуд Юсупов, как уполномоченный от проживающих в городе Ярославле магометан, всепокорнейше прошу городскую управу, не найдёт ли таковая со своей стороны возможным отвести на постройку мечети в городе Ярославле места земли.

Махмуд Юсупов, первый имам Ярославской соборной мечети

Неумолимо мчится время, видоизменяя всё на своём пути: рождаются и умирают люди, разрушаются и строятся города, человечество сотрясают войны и кризисы, разбрасывая людей, как песчинок, по всему белому свету. Сегодня на карте современного мира трудно найти место, где не жили бы рядом люди разных национальностей, культур и религий.

Очень важен каждый шаг в направлении мира, добра и созидания – тех вечных человеческих ценностей, которые свойственны нам, верующим людям. Успешно функционируют во многих российских городах мусульманские общины. Старинный древнерусский город Ярославль не исключение. Издревле для этого края было характерно мирное сосуществование представителей разных народов и конфессий. Недаром Ярославль назван Землёй согласия. Ведь мир и согласие в обществе – это ключ к всеобщему благоденствию и процветанию. Не может быть более мужского дела, чем создавать и обустраивать мир, заботиться, чтобы каждому в нём было комфортно.

Мусульманская община появилась в городе Ярославле в 1563 году. Повелением царя Ивана IV Грозного произошло «заселение исконно русской местности – Романовского уезда (ныне пригород Ярославля) татарскими выходцами». Их положение и привилегии охранялись грамотами и завещанием государя, который предоставил им эту землю «пока они не отъедут или изведутся». Первоначальная численность татарской общины в этот период составляла примерно 1500 человек.

Конец XVIII века и последующее столетие являются временем внутренней консолидации мусульманской общины. Обосновавшиеся на ярославской земле мусульмане стали поддержкой и опорой для прибывающих сюда на заработки мигрантов – родственников, земляков и братьев по вере.

В середине XIX века численность мусульманской уммы Ярославля постепенно возрастает. Во второй половине XIX века сюда стали переселяться зажиточные мусульмане из числа волго-уральских татар. Они стали открывать в Ярославле своё дело: лавки, магазины, мастерскую или извозную артель. Некоторые мусульмане стали служить приказчиками у своих богатых соотечественников. Другие посвятили себя работе в конторах торговых компаний именитых мусульманских купцов. Например, большую известность на ярославской земле в этот период приобрёл филиал компании богатого нефтепромышленника Шамси Асадуллаева. Работные люди трудились на табачных фабриках купцов Дунаева и Вахрамеева, Большой Ярославской мануфактуре. Отдельные их соотечественники нанимались сторожами в поместья и усадьбы князей и дворян – русифицированных потомков татарской знати: Сабанеевых, Урусовых, Юсуповых. Трудясь на ярославской земле, все вместе они вносили большой вклад в процветание Ярославского края, способствуя его успешному и эффективному социально-экономическому развитию.

В 1910 году силами татарской общины была построена Ярославская соборная мечеть. Надзор за строительством был поручен городскому архитектору В.Н. Вахрамееву. В августе 1915 года в Строительное отделение Ярославского губернского правления поступило прошение от магометанского общества города Ярославля разрешить произвести пристройку минарета. На этот раз наблюдение за работами было поручено Г.В. Саренко. Первым имамом Ярославской соборной мечети стал нижегородец Махмуд Юсупов. Ему принадлежит великая заслуга в благородном деле развития Ислама на территории Ярославского края. Ведь именно он занимался основными хлопотами, связанными со строительством мечети. Её возведение сыграло большую роль в деле консолидации мусульманской уммы, и, по имеющимся статистическим данным, представленным в архивных источниках, в феврале 1917 года численность мусульманской общины составляла 2300 человек. Кроме того, при мечети постоянно функционировали мактаб (начальная школа), библиотека и типография.

В 1931 году, в период правления Сталина, Ярославская соборная мечеть была закрыта, а её здание передано горисполкому на слом. Однако оно было приспособлено для нужд города: в нём разместили школу для слабослышащих детей, и горисполком ограничился разборкой минарета. Но закрытие мечети не ознаменовало исчезновение мусульман в Ярославле. Несмотря на сложные испытания и трудности, они сохранили веру в своих сердцах и поступках и пронесли её сквозь годы для своих потомков. Религиозная жизнь перенеслась в частные дома и квартиры. В них проводили молельные собрания, обрезания, справляли свадебные и похоронные обряды.

Перестройка и демократизация дали толчок процессам, которые сегодня именуют «религиозным возрождением». У истоков движения за возвращение мечети стоял Габдулла Ярулин. Это был очень уважаемый человек. Он имел большой авторитет и у органов власти Ярославля, и у журналистов. В 1989 году его усилиями была зарегистрирована мусульманская община города Ярославля, после чего он занялся хлопотами, связанными с возвращением здания мечети. В феврале 1991 года власти выделили мусульманам помещение для молитвенных собраний в здании школы, и здесь начали проводиться пятничные молитвы (джума). В феврале 1992 года школу для слабослышащих детей перевели в бывшее здание народного суда Ленинского района города, и, по милости Всевышнего, здание мечети вернули мусульманам.

В первый год открытия Ярославской Соборной мечети численность мусульман, посещающих дом Аллаха, составляла порядка 40 человек, но постепенно это число стало увеличиваться. И на данный момент, по некоторым данным, оно составляет порядка тысячи.

Еще в 1877 году по просьбе мусульман города Ярославля им был выделен участок под мусульманское кладбище площадью 875 кв. саженей. А в настоящее время в Ярославле три кладбища: Осташинское, Чурилкинское и Игнатовское, и на каждом из них есть мусульманский сектор.

Ярославская область стала одним из первых регионов, в которых побывал после своей инаугурации в качестве Президента Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Этот краткосрочный визит стал историческим для ярославских мусульман. 16 мая 2007 года – день подписания Договора о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве между субъектами стал для мусульман края началом возрождения исламской святыни. В этот день, в соответствии с заранее подготовленным протоколом, посетив Ярославскую соборную мечеть, молодой президент со свойственной ему решительностью заявил: «Мы должны сделать всё для того, чтобы эта мечеть отвечала всем требованиям и канонам Ислама и могла вмещать всех, кто готов преклонить колени перед Всевышним». Увидев ограниченные возможности уммы и скромные попытки сделать косметический ремонт обветшалой, единственной в городе мечети, Рамзан Кадыров взял на себя полное финансирование строительных работ. Вряд ли в тот день ярославские мусульмане рассчитывали на столь щедрый подарок.

Ярославская соборная мечеть является памятником архитектуры, и это предопределило те сложности, которые встали перед строителями и Исламской религиозной организацией мусульман (ИРОМ): всевозможные согласования, подготовка технической документации, подключение к инженерным сетям, вопрос об отводе дополнительного участка для размещения медресе и магазина халяльной продукции и другие. Но благодаря благосклонности и содействию местных властей удалось решить многие вопросы.

Проектные работы по реконструкции мечети поручили известным и талантливым архитекторам – Владимиру Островскому и Евгению Пашину. Технический надзор осуществлял Заслуженный строитель России Егор Малеев, чей авторитет и организаторские способности позволили сократить сроки работ. Справедливости ради надо отметить, что часть проектных и общестроительных работ была выполнена безвозмездно.

Понадобился всего год усиленных работ, чтобы на месте разобранной до основания мечети появился целый культовый ансамбль, покоряющий своей одухотворенной красотой. В результате реконструкции появился коронованный пятью золочёными куполами комплекс, поражающий великолепием и соразмерностью всех его частей: сама трехэтажная мечеть, в которой разместились молитвенные залы для мужчин и женщин; библиотека; зал совещаний для Совета мусульман; архивная комната и кабинет для имама; двухэтажное здание медресе; галерея с магазином халяльной продукции, очень востребованной в православном городе; отдельное здание для омовения с раздельными комнатами для мужчин и женщин.

По замыслу автора, благоустройство внутреннего двора должно было стать содружеством зелени, воды и архитектурных форм – эту задачу успешно воплотил талантливый грозненский мастер Ваха Амацуев. Он привёз из-под горы Эльбрус на двадцатитонном самосвале величественные камни-красавцы для возведения каскада, ручья и пруда.

В отделке самого здания строители использовали благородный мрамор в череде с гранитом, а три главных входа в мечеть украшают добротные изразцовые дубовые двери. Кровля всех строений выполнена из чешуйчатой меди, привезённой по заказу из Франции, а над куполами красуются 8 золочёных полумесяцев ручной работы московского ювелирного завода. Длинная галерея с изящно изогнутыми арками служит лейтмотивом декоративного убранства двора. Даже элементы забора зеркально отражают изысканно строгие линии фасадов и стрельчатых окон, расположенных по периметру здания. Все модули конструкции комплекса органично соединяют черты исламского зодчества с элементами архитектуры средневековой Руси.

Авторы проекта отошли от пышного декора, и внутреннее пространство мечети выполнено и выдержано в строгом стиле. В рисунке повторяющейся арабески узнаются формы более близкие традиционному искусству вайнахов, чем архитектуре стран Ислама. На полу разостланы ковры с упорядоченным узором, привезённые специально из Турции. Богатые ажурные люстры, играющие бликами золота, преобразовывают высокий зал. Для усиления восприятия использованы и свойственные местной архитектуре массивные деревянные балки, поддерживающие внутренний балкон, на котором могут разместиться до 300 прихожан. А в белые натяжные французские потолки встроены декоративные розетки, повторяющие рисунок балок и поддерживающие люстры.

Создатели ансамбля – превосходные конструкторы, дизайнеры и строители – попытались использовать всё, что может создать уникальную красоту пропорции, гармоничность и лёгкость архитектуры. Охваченное светом и золотом, это строение господствует в окружающем пространстве.

Если человек что-то делает от чистого сердца, это не останется незамеченным. Его благие намерения дарят счастье и доброту окружающим.

Отрадно, что в наш век, когда духовные ценности остаются в тени материальных, есть среди нашего народа такие люди. На свете нет благородней дел, чем строительство мечети. Смысл жизни в чём? В том, чтобы прожить так, чтобы и Создатель любил тебя, и люди тобой были довольны, ведь в Судный день человека будут судить по его земным делам. Кто построил мечеть – его место в раю. Если человек не в состоянии построить всю мечеть, то хотя бы должен оказать посильную помощь.

Вот и ещё одна жемчужина исламского мира появилась в самом центре России, в православном городе Ярославле. Каждый мусульманин с воодушевлением воспринял реконструкцию мечети.

Но, согласитесь, храмы должны привлекать к себе внимание не только своим обликом, но и образованными имамами, несущими свет веры и оберегающими наши исконные традиции.

К самому началу реконструкции в Ярославль приехал новый имам Рамзан Рашидов – серьёзный, образованный, умный, целеустремлённый молодой человек. До этого с 2003 года он уже занимал должность заместителя имама в своем родовом селе Нуродилово (близ Хасавюрта). Учитель начальных классов по первому образованию, он получил дипломы Буйнакского исламского института, Сирийского института Фуркан и Египетского университета Аль-Азхар. Прекрасно владеет русским, чеченским и арабским языками. Задачу для себя в качестве имама Ярославской соборной мечети Рамзан Рашидов уже определил: «Основной нашей целью является помочь людям духовно обогатить себя. Мы знаем, в какой духовной и нравственной бедности находятся как некоторые мусульмане, так и другие люди. Все ошибки и преступления, которые совершаются, неуважение друг к другу связаны с духовной бедностью. Наша цель – сделать так, чтобы люди очистили себя от скверны и своими мыслями и делами стали ближе  к Всевышнему».

Обновлённые стены мечети уже приняли втрое больше прихожан во время двух главных мусульманских праздников – Ураза Байрам и Курбан Байрам. И сотни людей приходят послушать проповеди имама и поклониться Создателю.

В последние годы на Ярославщине создаются уникальные возможности для тесного взаимодействия Ислама, Православия, светского общества, представителей разных этносов и культур. В 2010 году древний Ярославль отметил своё тысячелетие, а Ярославская соборная мечеть – свой вековой юбилей. Этот прекрасный подарок ярославцам – величавая красавица-мечеть – является украшением древнерусского города. Поверьте, она вписалась не только в архитектуру города, но и в души мусульман Ярославля. Она стала сердцем и центром возрождения наших душ и желания созидать, продолжением кропотливой работы мусульманской уммы в этом направлении.

В самом сердце России появился оазис исламской культуры. И мы верим, что в этом городе, а за ним по цепочке и в других городах вспыхнет животворный огонёк, согревающий человеческие сердца. Разгоревшись в пламень, он соединит разбросанные осколки нашей России. И пусть в ней, как в заново отлитом сосуде, пребудет лишь одно: миролюбие и созидание.

Тимур Гантамиров

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки