Кашмир – история вопроса

В незапамятные времена между Средними и Большими Гималаями было большое озеро. Могущественные боги осушили его, заполнили живописными лесами, синими озёрами, благоухающими цветами. Так появилась Кашмирская долина – одно из самых красивых мест на земле.

Древняя индийская легенда

 

Так было суждено, что в одном из самых прекрасных мест на Земле до сих пор льётся кровь, обрываются человеческие жизни, теряются нити судеб людей… Венеция Индостана, как его иногда называют, по сей день не может гарантировать своим жителям мирное и спокойное существование.

В настоящее время эта территория не едина. Часть Джамму и Кашмира составляет индийский штат, часть – Азади Кашмир (Свободный Кашмир) образует самостоятельное государство под протекторатом Пакистана, небольшая территория контролируется Китаем.

Итог в виде настоящего раздела Кашмира практически был неизбежен, и ответ на вопрос «почему так произошло?» заложен в истории этого места.

В этом краю переплелись последователи авраамических религий, Буддизма, Индуизма. Дороги его издревле служили проходом в Китай, Северную Индию и Тибет. Эти территории приютили остатки армий многих завоевателей, начиная с Александра Македонского и заканчивая британцами.

В Кашмире представлено несколько разных народностей. На юго-западе сосредоточены догры, этнически близкие к панджабцам; религиозно они придерживаются в основном Индуизма, частично – сикхи. В восточных районах проживают народы тибетского происхождения – ладакхи и балти, исповедующие Буддизм. Остальные районы Кашмира преимущественно мусульманские. Стоит отметить, что на индийской территории штат Джамму и Кашмир – единственный, в котором численно преобладают мусульмане.

Однако на территории Кашмира проживают и малочисленные и даже вымирающие народы. После вытеснения зороастризма из Персии часть его последователей сумела перебраться в Гималаи и основать несколько поселений. Некоторые племена Кашмира происходят от других переселенцев (самого разного происхождения). Часть народностей находится на первобытнообщинном уровне развития. Это связано с гористой местностью и невозможностью поддерживать длительные контакты между населением, что привело к обособленности части народов.

Согласно местным легендам, которые частично подтверждаются индуистскими историческими источниками и даже Птолемеем, Джамму и Кашмир возникли в 14 веке до нашей эры, причём по раздельности, как разные государства. Возникновение Джамму приписывается радже Джамбулочану, который во время охоты увидел пьющих в одном месте реки льва и козу и был так поражён этим, что повелел основать здесь город, который и получил его имя – Джамбу (со временем трансформировалось в Джамму). Кашмир же, как гласят предания, первоначально был огромным озером, которое высушил мудрец и внук Брахмы Кашьяпа. Город, основанный на месте бывшего озера, носил название Кашьяпура, о нём упоминается в сочинениях Геродота и Птолемея. Само же слово «кашмир» означает «иссушенные земли».

Позднее Кашмир становится центром изучения санскрита. Однако и буддийские монахи не обходят его в своих странствиях. По некоторым источникам, именно через Кашмир Буддизм проник в Китай из Тибета. Однако на самой кашмирской земле буддизм так и не приобрёл значительного влияния.

Центральное положение Кашмира издревле сделало его объектом повышенного внимания соседей. Так, в 3-м веке до нашей эры он вошёл в состав государства Маурья, первоначально индуистское, но когда на трон взошёл император Ашок, наибольшее распространение получил Буддизм. После угасания центральной власти государство было раздроблено на множество мелких феодальных владений.

Ислам пришёл в Кашмир приблизительно в середине 14 века нашей эры. Распространение этой религии было непосредственно связано с влиянием Великих Моголов, а особенно императора Акбара, когда Кашмир был официально присоединён к его империи.

Несколько позже в Кашмир проникло учение сикхизма, которое было попыткой объединения законов Ислама и Индуизма. Однако широкого распространения оно не получило.

После развала монгольской империи на земли Кашмира пришли пуштуны (патаны) – национальность, преимущественно проживающая в Афганистане и северном Пакистане. Однако их пребывание на этой земле было весьма непродолжительным. Вскоре после них Кашмир был включён в земли сикхского правителя Панджаба Ранджита Сингха. После поражения, нанесённого британцами, сикхи, тем не менее, сумели выкупить Кашмир за большую сумму и продолжали оставаться формальными его правителями вплоть до 1947 года.

Полунезависимое княжество проводило достаточно жёсткую политику в отношении мусульман. Несмотря на то, что население преимущественно исповедовало Ислам, государственные управленческие посты получали преимущественно индусы, а соответственно – поддерживались законопроекты, ущемляющие права мусульман. Это в общем-то вполне приветствовалось англичанами. Однако постепенно в недрах Кашмира развивалось оппозиционное движение, во главе которого стоял шейх Абдуллах.

В 1947 году британцы под жёсткими требованиями мусульман Индостана (представлял их в основном будущий лидер Пакистана Мухаммад Али Джинна) согласились на разделение протектората на индуистскую и мусульманскую части. Княжество имело право самостоятельно решить, в какое государство ему войти, но первоначально настаивало на собственной независимости.

В Кашмире сложилась противоречивая ситуация. Большинство населения являлось мусульманами, и они требовали вхождения в состав исламского государства. Однако сикхо-индуистское правительство более склонялось в сторону Индии. Невозможность выхода из политического тупика привела к вооружённому восстанию в октябре 1947 года, которое было поддержано пакистанскими войсками. На это махараджа Кашмира ответил двусторонним соглашением с Индией о вхождении в её состав. Данный документ, заключённый против воли большинства населения, не был признан Пакистаном и послужил началом для первого военного конфликта. Через полтора года при активном вмешательстве ООН было заключено перемирие, которое поделило Кашмир на зоны влияния – индийскую и пакистанскую.

Через 10 лет после этого произошёл вооружённый конфликт между Индией и Китаем, что привело к отторжению части территории, которая по сей день остаётся подконтрольной Пекину.

В начале 70-х столкновения возобновились. Однако довольно быстро закончились при участии ООН, и войска были отведены обратно за демаркационную линию. С 80-х гг. разные мусульманские общественные объединения развернули агитацию за независимый Кашмир. Ситуация резко обострилась в 90-х, поскольку мусульмане стали проводить массовые акции неповиновения индуистским властям, и особенно накалилась после расстрела индийскими солдатами демонстрации, проводившейся по поводу смерти одного из лидеров мусульман Кашмира.

Трения между Индией и Пакистаном продолжаются до сих пор. Некоторое время назад главы обеих стран обращались к правительствам стран-лидеров с просьбами о помощи в урегулировании затянувшегося конфликта. Такие же петиции были отправлены в том числе и к президенту и правительству России.

Какое будущее ждёт Кашмир – пока сложно предполагать. Варианты развития ситуации на волне противоправительственных выступлений этого года возможны самые различные.