История хаджа российского

Советский период истории Государства Российского знаменуется, начиная с репрессий и кончая развалами мечетей и превращением их в скотные дворы, высылками алимов в Сибирь и просто их безадресным исчезновением, запрещениями совершения намаза, чтения Корана, совершения хаджа.

Прошло несколько десятилетий, и в нашей стране коренным образом поменялось отношение к религии. Наблюдается строительный бум мечетей, медресе, исламских университетов, намаз можно совершить в коридоре вуза, на автовокзале, на заправке – и никто на тебя не покажет пальцем. А ведь ещё совсем недавно все обязанности, которые положено выполнять согласно требованиям Ислама, мусульманину приходилось делать тайно, прячась по укромным уголкам...

Совершение же пятого столпа Ислама – паломничества в святыням Мекки и Медины – хаджа – в советские времена, напомним, было практически невозможно. Невозможно, но всё-таки реально для тех, кто имел иман (веру), стремление совершить фарз – и при этом обладал сноровкой и умением пробиться сквозь идеологические заслоны и запреты.

Историческая справка

Первый указ о хадже, разрешавший бухарцам, проживающим на территории России, получать паспорта и совершать хадж в Мекку, был подписан императором Александром Первым 23 марта 1803 года.

С 70-х годов XIX века проблемы хаджа мусульман – подданных России – становятся активно обсуждаемыми во внешнеполитических ведомствах: министерстве иностранных дел, посольстве в Константинополе, консульстве в Джидде, открытом в 1891 году. Более того, к этому вопросу были привлечены главы администраций тех регионов, где компактно проживали мусульмане: Новороссийский, Туркестанский, Бессарабский генерал-губернаторы и Кавказский наместник. Причиной тому в основном явилась Кавказская война 1818–1864 гг. и присоединение большей части Туркестана, территорий с мусульманским населением, резко отличавшихся не только от Центра, но и от тех регионов внутренней России, где компактно проживали мусульмане (Поволжье). В верхах требовали от местных чиновников докладывать обстановку, связанную с паломничеством мусульман, и принимали решения на основе этой информации.

Российские власти выдавали мусульманам паспорта с крайней неохотой, поскольку считали, что «хадж приносит Турции громадную материальную пользу пожертвованиями... употребляемыми и на военные нужды», а также полагали, что «во время хаджа появляются и развиваются разные эпидемические болезни, главным образом холера и чума».

Статистика, которую вела российская администрация, тоже вызывала беспокойство. Так, ею было установлено, что в 1898 году Мекку посетили 1795 российских подданных. Однако паломники уходили в Мекку и без паспортов.

На рубеже XIX–XX вв. в хадж выезжали примерно от 5 до 10 тысяч российских мусульман (http://haj.ucoz.ru).

Что произошло потом

К власти в нашей стране пришли совсем другие люди, и говорить о тысячах «хаджи» уже не приходилось. Как отмечалось выше, было запрещено делать всё: молиться, поститься, посещать мечети, которые к тому же разрушали, превращали в хлева – или же в дома культуры… Одним словом, религию уничтожали как могли. И это касалось не только Ислама, но и других конфессий. Однако те, кто занимался подобными неблаговидными деяниями, наверняка не ведали: можно уничтожить, разрушить, растоптать внешнее проявление веры, но внутреннее содержание не уничтожить никогда. Вера как была в душах мусульман, так и осталась.

Многие этнические мусульмане были настолько русифицированы, что им до сих пор сложно отыскать свои корни. Однако это вовсе не означает, что они не осознают свою национальную принадлежность, а вместе с тем и принадлежность конфессиональную.

Хадж сам по себе достаточно сложно совершать: материальные расходы, физические, психологические, моральные. Когда есть запрет «сверху», то накладываются дополнительные сложности. Для тех, кому всё-таки удавалось это сделать, хадж становился героическим поступком. В советские годы не более 20 человек выезжало в Саудию для совершения хаджа. Многие историки говорят о том, что данный период касательно паломничества мало изучен, потому что многие архивные материалы до сих пор засекречены, а потому недоступны общей массе для расшифровки, читки, анализа. Навсеуслышание ничего не рассказывается. Казалось бы, многое известно нам о тех не самых лучших временах для религии, но вот пятый столп Ислама – хадж – и сейчас остаётся загадкой.

Истории в лицах

Джабраил: «Сегодня мне уже за 70. В то время, когда я решил любой ценой совершить свою обязанность, мне было чуть меньше 40. Чтобы выполнить хадж, пришлось включить всю свою изобретательность. Выехать за рубеж, а особенно в Саудовскую Аравию, было просто нереально, это могло грозить и определённым наказанием. Что сделал я? Я просто решил для начала выехать вообще за границу, на отдых – курортное лечение. Для этого мне пришлось покупать анализы больных людей, чтобы согласно им врачи дали мне медицинское заключение о том, что мне надо пройти курс лечения. Получилось. Потом, используя такие документы, я достал путёвку в Болгарию, в один из лучших санаториев. Вырвавшись из нашей страны, я приобрёл прекрасную возможность отправиться туда, куда я хочу. Мой путь лежал на родину Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Из Болгарии транзитом через другие страны я попал в Саудовскую Аравию. Так я выполнил свой долг мусульманина, альхамдулиллях. Потом успел вернуться снова в Болгарию, а дальше к себе домой».

Юсуп. «Я совершил свой хадж пешком. Маршрут, конечно, был очень тяжёлым, сложным, длинным. Но на свой страх и риск я решил совершить хадж. Это наша обязанность – фарз, и по-другому нельзя, если есть возможность. Отправляться в такое долгое путешествие в группе тоже нельзя было, слишком велик риск. Когда один – как-то легче было, а здесь могли бы пострадать все. Поэтому родственников я тоже предупредил в день выхода из дому и настрого сказал, чтобы все держали рот на замке. Взяв с собой совсем мало вещей, только самое необходимое, вышел в путь, уповая только на Аллаха. Много интересного пришлось увидеть, но всех больше меня порадовало гостеприимство мусульман других стран: мне помогали, где-то на ночлег оставляли, кормили. Через три месяца я добрался до Саудовской Аравии… Так я совершил хадж. Обратно был тот же самый маршрут. Хвала Аллаху, что по Его милости и воле открываются все границы и преграды, когда есть чистое намерение».

Хадж сегодня

После развала Советского Союза все запреты на религию были сняты. Можно было открыто позиционировать себя как мусульманин, молиться, посещать мечеть и, конечно, совершать хадж!

В 1990-м из России выехало 1500 паломников. С 1990 по 1993 год количество паломников росло незначительно. Но с 2003 года оно каждый год почти удваивалось. Так, в 2003 году хадж совершили 4300 человек, в 2004-м – 6200, в 2005-м – 9100, в 2006-м – 12500, в 2007-м – 18500, в 2008 году – 26500 (www.islamnn.ru). В 2016 году эта цифра составила более 16500.

Совершить хадж в наши дни абсолютно реально, открыты любые возможности и любым маршрутом. Альхамдулиллях, мы дожили до такого дня, что, не стесняясь никого и не прячась ни от кого, можем выполнить свой долг!

Хадж совершают лица, у которых есть физическая и материальная возможность. И дай Аллах, чтобы каждый желающий мог выполнить пятый столп Ислама! Амин.