Мусульманские общины промышленных поселений Пермской губернии в конце XIX – начале ХХ вв.

Для исследователей истории Ислама и мусульман в дореволюционной России ценнейшим источником информации является И-295-й фонд «Оренбургского магометанского духовного собрания», документы которого хранятся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан. В фонде содержится 71262 единицы хранения, обозначенные в 15 описях, каждая из которых занимает несколько томов. Это поистине неисчерпаемый кладезь информации по истории российского Ислама с 1790 по 1920-е гг. Немало интересного там можно найти и по истории мусульман Среднего Урала. В частности, под номером Оп. 2 Д. 8 там хранится тысячестраничный документ «Ведомость о числе приходов и духовных лиц разных губерний», содержащий значительный пласт информации по истории Ислама на территории Урала и всей Азиатской части России за более чем 30-летний период: с 1890 по 1920-е гг. Документ представляет собой таблицу со сведениями о существовавших в тот момент мечетях и служивших в них имамах. Есть там и информация о сформировавшихся на рубеже веков мусульманских общинах в заводских поселениях Пермской губернии. Особенно интересны в этой связи сведения об общинах Верхотурского уезда, ведь город Верхотурье был православной столицей Урала и о мусульманах тут не слышали с XVI века. А вот в конце XIX века они образуют здесь значительные по количеству последователей и весьма активные в политическом плане общины. Итак, что же нам говорит исторический источник?

В г. Верхотурье постройка молитвенного дома была разрешена Пермским губернским правлением (ПГП) указом № 1067 от 17.05.1917. К приходу молитвенного дома г. Верхотурье также относились мусульмане Лобвинского завода. В г. Верхотурье служили следующие имамы: 1) Зуфар Ахмед Шакиров Касимов, утверждён указом ПГП № 1067 от 17.03.1917 имам-хатыбом и муддарисом, родился в 1881 г., в 1921 г. был переведён имамом в г. Пермь; 2) Нуркалей Хасанов (неразборчиво), командирован имамом 14.09.1921 указом № 3536, утверждён имамом резолюцией от 30.04.1922.; 3) Гариер Ибрагимович Шарипов, родился в 1892 г., утверждён имамом 8.04.1924 указом № 1089.

На Кушвинском заводе уже во второй половине XIX в. действовала соборная мечеть, № метрической книги 2273; на 1900 г. мечеть посещали 43 прихожанина мужского пола и 41 прихожанка женского пола. В мечети служили следующие имамы: 1) Мухаметзин Фаизов, имам и мугаллим от 15.06.1899. На момент назначения ему было 46 лет, скончался в 1920 г.; 2) Ахмедгали Мухаммедгалиев Баширов, утверждён имамом резолюцией 15.10.1921, родился в 1888 г., скончался 25.09.1923; 3) Мухиссана Гизатуллин, утверждён имамом 4.03.1924 указом № 631; 4) Зуфар Ахмедшакирович Касимов, утверждён имамом 12.01.1925 (уже знакомый нам имам из г. Верхотурье).

На Надеждинском заводе (нынешний г. Серов) соборная мечеть действовала с конца XIX века, её посещали 1000 мужчин и 200 женщин – мусульман, № метрической книги 2274. В мечети служили следующие имамы: 1) Шигинитдин Айнутдинов, имам-хатыб и мударрис, отношение ПГП № 399 от 31.01.1897; 2) Ибрагим Мухамед Юнусов, утверждён имамом и мугаллимом ПГП № 3446 от 4.06.1907; 3) Шакирзян Асадуллин Хамидуллин, имам, утверждён указом ПГП № 3152 от 30.04.1910; 4) Мухамет-Гата Мухамет Сафин, хатыб и мударрис отношением ПГП № 8994 от 4.12.1912; 5) Тимирша Ильясов, муэдзин, допущен исправлять должность имама и мугаллима, утверждён 29.09.1899 указом № 3508, по постановлению ОМДС от 25.09.1913 навсегда удалён от должности; 6) Мухамеддаки Мухаметшакиров, утверждён муэдзином указом № 191 от 9.09.1908.

На Богословском медном руднике мечеть было разрешено построить отношением ПГП № 1356 от 2.03.1907. Имам-хатыбом в ней служил Ибрагим Сафиуллин Аннатов, утверждённый в этой должности отношением ПГП № 3944 от 26.05.1912. В это же время мечеть появляется и на Шуркинском прииске, разрешение на её постройку было дано ПГП указом № 990 от 26.02.1907.

На Нижне-Туринском заводе разрешение построить молитвенный дом было дано губернскими властями указом № 1088 от 17.03.1917, к приходу также были отнесены Платино-промышленные прииски анонимной компании. Служил в этой мечети татарин Нижне-Туринской волости 24-летний Диваев Агдам Нуриахметов, утверждённый в должности хатыба указом № 8062 от 4.11.1917.

В Песчанке Троицкого прииска молитвенный дом появился благодаря отношению ПГП № 990 от 26.02.1907. В нём служили: имам Мухамед Санин Габдулкаев, а позднее уже знакомый нам Диваев Агдам Нуриахметов, который был утверждён имам-хатыбом 4.11.1917, совмещая одновременно две должности.

На Нижне-Тагильском заводе молитвенный дом появился после отношения ПГП № 6050 от 30.09.1909. Имамами в нём служили: 1) Мухаметситдик Абулмазипов Габдуллов, утверждён хатыбом ПГП указом № 7752 от 5.12.1909 г. , уволен с должности в 1923 г.; 2) Габдулла Юнусов Гарифуллин, 46-ти лет, утверждён имамом резолюцией от 29.04.1923.

В заштатном городе Алапай (г. Алапаевск) разрешение на постройку молитвенного дома было выдано ПГП указом № 4419 от 29.07.1908. Имамами в нём служили: 1) Шагиздан Миникеев, утверждён хатыпом указом ПГП № 8438 от 11.10.1913, перемещён в 1918 г.; 2) Ярулла Хайруллин Фаризов, утверждён имамом указом № 1981 от 9.02.1918; 3) Галиулла Фавиуллин, 55 лет, утверждён муэдзином резолюцией № 2753 от 23.06.1921.

Приведённые выше сведения интересны в том смысле, что на многих приисках, шахтах и заводах Урала работали мусульмане, татарские и башкирские крестьяне, отправлявшиеся на заработки из родных краёв из-за безземелия, на сезонные работы и отхожие промыслы (отходничество). Оказавшись вдали от родных мест, они стремились организовать свою жизнь на основе шариата, построить храмы, иметь муллу, завести школу. У многих горнозаводских общин это получилось сделать только перед самой революцией, однако почти все только открытые храмы в советское время были закрыты, и официальная религиозная жизнь в этих городах была прекращена, но при этом она продолжалась в частных домах и на мусульманских кладбищах, где люди тайно собирались на протяжении советского времени.

ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2 Д. 8. Л. 680–682.