Исламское открытие Азербайджана

Азербайджан сегодня всеми уверенно воспринимается как страна с мусульманским прошлым, настоящим и будущим. Республика из состава бывшего СССР прочно заняла свое место в исламском мире, о чем говорит хотя бы факт ее членства практически во всех межправительственных организациях мусульманских стран. С этими же странами в значительной степени связаны и экономические интересы современного Азербайджана. А когда и как эта страна приобщилась к религии Единого Господа?

С давних времен Азербайджан находился под влиянием Иранской империи. По крайней мере, арабские историки связывают постройку многих городов-крепостей, охраняющих его границу, с именами персидских правителей из династии Сасанидов, в первую очередь Ануширвана (правил в 531–579 гг.). Сказать про государство Сасанидов, что оно было могущественным, означает сказать полуправду: это была супердержава своего времени.

Его власть распространялась на современные Иран, Ирак, Азербайджан, южный Дагестан, Туркменистан, часть Афганистана, Кувейт, часть Саудовской Аравии, Бахрейн, одно время Йемен. На непродолжительное время сасанидские армии вторгались в Иорданию, Сирию, Палестину и Египет, где им противостояла другая супердержава - Византийская империя.

Но все это могущество шахиншахов рухнуло буквально в одночасье - знаменитая тяжелая конница персов и элитная пехота «бессмертных» бесславно бежали от плохо вооруженных арабов-бедуинов из числа «поедающих саранчу и пьющих верблюжье молоко». Прекрасно вооруженная, имевшая богатый боевой опыт и многократное численное, не говоря уже о техническом, превосходство, персидская армия терпела одно сокрушительное поражение за другим и с каждым из них откатывалась все дальше и дальше.

По прошествии всего каких-то десяти лет со дня начала войны на крайних южных рубежах Сасанидского государства - в Ираке (12-й год хиджры по ат-Табари) победоносные мусульманские армии уже дошли до его крайних северо-западных пределов - Азербайджана и Дербента (22-й год хиджры по ат-Табари).

Не подлежит сомнению тот факт, что подобный успех народа, «единственной защитой которого от его врагов были лишь окружавшие его знойные пустыни», был не в техническом или численном превосходстве, которых просто не было. Причина побед армии молодого мусульманского государства - а ему к моменту вступления в Азербайджан не было еще и четверти века - была в моральном превосходстве его граждан, а также в гнилости и испорченности предшествующих империй. Вследствие этого многие сотни и тысячи жителей Персидской и Византийской империй не только не сопротивлялись приходу мусульманских войск, но всячески им способствовали.

Так было в Сирии, Палестине, Ираке, так было и в Азербайджане. Нередко сами персидские наместники переходили под покровительство мусульман, принимая Ислам или оставаясь в своей прежней религии. Так поступил сасанидский наместник в Йемене Фируз еще при жизни пророка Мухаммада (мир ему), и так же поступил наместник Дербента Шахрибираз.

Вообще, когда мы говорим про Азербайджан того времени, то всегда следует помнить о том, что имеется в виду прежде всего исторический Азербайджан, столицей которого был Тебриз, а крупнейшими городами - Ардебиль, Хой, Урмия, Салмас (все в Южном Азербайджане - совр. Иран), Барда, Байлакан, Джанза (Гянджа), Накждуван (Нахичевань) (совр. Азербайджанская Республика), Баб эль-Абваб (Дербент, Дагестан). По административному делению он был представлен следующими провинциями: Азербайджан, Арран (главные города Гянджа и Байлакан), Дарбанд (Дербент). Граница между Азербайджаном и Арраном пролегала по Араксу.

Вот что написал про Баку через несколько веков после описываемых событий его уроженец, географ Абдур-Рашид аль-Бакуви: «Бакуйа — город, построенный из камня на берегу моря ал-Хазар, в одной из областей Дарбанда, близ Ширвана. Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети. Почва там скальная, и большинство домов построено на скалах. Воздух там хороший, вода пресная, из колодцев, выбитых в скалах, а выходящие в них ключи исключительно приятны. Там низкие урожаи зерна, и большую часть его привозят сюда из Ширвана и Мугана. Много здесь инжира, граната и винограда. Сады находятся далеко, и большинство горожан отправляется туда в летнее время, живет там некоторое время, а затем возвращается. И так они делают ежегодно».

Присоединение всего Азербайджана к молодому мусульманскому государству прошло без значительных эксцессов, и с малым сопротивлением, оказанным в основном персидскими войсками, и то не повсеместно. Вот как описывает этот процесс известный арабский географ и историк Йакут аль-Хамави:

«Получив распоряжение /о назначении правителем Азербайджана/ в Нихаванде, Хузайфа /ибн алЙаман/ двинулся во главе большой армии в Азербайджан и прибыл в Ардабил, который был тогда столицей Азербайджана. Однако еще до прибытия сюда Хузайфы марзбан Азербайджана собрал здесь воинов из Баджарвана, Мимаза, алБазза, Сараба, Шиза, Майаниджа и других [городов], и они вступили с мусульманами в жестокое сражение, которое продолжалось несколько дней.

Но затем марзбан (Исфандияр ибн Фаррухзад ) заключил с Хузайфой перемирие от имени всего Азербайджана, обязавшись выплачивать по 800 тысяч полновесных дирхемов, с тем, что никто из жителей не будет убит, не будет пленен, и ни один храм огня не будет разрушен, и ни один из курдов Балашаджана, Сабалан и Мийан Рузана не будет притесняться, а жителям Шиза не будут препятствовать исполнять во время их праздников пляски и совершать то, что они раньше совершали.

После этого Хузайфа совершил поход в Мукан и Гилян, нанес поражение его защитникам и заключил с ними перемирие на условиях выплаты дани.

Впоследствии халиф ‘Умар сместил Хузайфу и назначил правителем Азербайджана ‘Утбу ибн Фаркада, и тот отправился туда из Мосула, следуя по ущелью, носящему имя Му’авии ибн ал-Узри.

Когда ‘Утба ибн Фаркад прибыл в Ардабил, то узнал, что его жители остались верными заключенному перемирию, тогда как другие области нарушили его, и он совершил против них поход, одолел их и взял добычу.

Со слов ал-Вакиди передают, что Мугира ибн Шу’ба совершил поход в Азербайджан из Куфы в 22-м году хиджры (643 г. Р. Х.) и что он завоевал его силой оружия и обложил его хараджем.

Со слов Абу Михнафа передают, что Мугира ибн Шу’ба вторгся в Азербайджан в 20-м году хиджры (640 г. Р. Х.) и завоевал его, но затем жители страны отложились. Тогда против них выступил алАш’ас ибн Кайс алКинди. Он захватил крепость Джабраван и заключил с ее жителями мирный договор, подобный заключенному Мугирой. Договор алАш’аса остается в силе и по сей день (т. е. до времени монгольского нашествия. - прим. пер.)».

Во времена же правления Али (да будет доволен им Аллах) «большинство его (Азербайджана) населения приняли Ислам и читали Коран».

Таким образом, получается, что Азербайджан достаточно мирно вошел в состав Халифата, и большинство его населения стало мусульманами еще во времена праведных халифов. С этого времени Азербайджан стал частью исламского мира - мира, где развивались науки, литература, искусство; мира, население которого знало, для чего оно живет.

Ахмад Давлетшин
Газета «Аль-Хаят»