Начало распространения Ислама в России

Исследователю, занимающемуся данной темой, придется столкнуться с известными сложностями. Главная из них - отсутствие компетентных исторических источников.

Как правило, одним из основных источников исторических знаний является письменная фиксация тех или иных событий - летописи, хроники и т.д. Так вот, именно эти источники - свидетельства мусульманских хронистов - наиболее активно уничтожались на территории России, начиная со времен покорения Казанского ханства. Практически все манускрипты Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского, Астраханского, Касимовского и Сибирского ханств были уничтожены. Не избежали подобной участи и письменные памятники других мусульманских народов России. Целью этой варварской акции было доказать легитимность русского государства не как наследника Гуннского каганата[1] и улуса Джучи[2], но как наследника Византийской империи, а через нее - античных греков и римлян.

После же Октябрьского переворота большевики сначала поиграли с мусульманами в демократию, использовав их в своих целях, а после объявили войну не только дворцам, но и храмам. Религия была объявлена "опиумом для народа", а атеизм возведен в ранг государственной политики. Активно велись строительные работы по возведению небывалой химеры - "новой исторической общности - советского народа". Где уж там заниматься историей распространения Ислама среди каких-то там "реликтов - татар, аварцев, черкесов и т.д.".

Исходя из всех вышеперечисленных обстоятельств, на роль основных исторических памятников выходят руины мечетей Шахри Булгара и Сарая, могильные камни Каргалы и Дербента, родословные древа - шаджара, а в лучшем случае - летописные источники из Османского государства, Мавераннахра (Средняя Азия) и Ирана. Сегодня легче найти исторические свидетельства о российском Исламе в Стамбуле или в Тегеране, нежели в самой России.

Другим источником служат многократно переписанные и политически выверенные под концепцию "третьего Рима" летописи русских авторов. С известной поправкой они также являются ценным историческим документом.

Начальной точкой отсчета распространения Ислама на территории современной Российской Федерации являются два события, произошедшие во времена Праведных Халифов. Оба они связаны со вступлением мусульман на земли провинций бывшего Сасанидского Ирана[3].

В 30-40-х годах VII века Сасанидская империя пала под натиском арабов. Арабы покорили весь Иран, захватили Закавказье и через Кавказскую Албанию (Арран) вышли к Дербенту. В 22/643 году (здесь и далее - год Хиджры/год по григорианскому календарю) при правлении второго Праведного Халифа Умара арабский полководец Абд ар-Рахман ибн Раби´а встретился с сасанидским (персидским) правителем Дербента Шахрибиразом. Последний лично прибыл в лагерь арабов и здесь признал себя вассалом Халифата. Согласно заключенному договору, Дербент не облагался данью, но взамен был обязан оборонять северный рубеж Арабского халифата от северных соседей и врагов - хазар. Впоследствии этот договор подтвердил и третий Праведный Халиф Усман.

Городу-крепости Дербент было дано также арабское название Баб аль-Абваб ("Врата врат"). Рассказ об этом событии приводит известный мусульманский историк Абу Джа´фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей книге "История предводителей и царей". По свидетельству же историка Халифа ибн Хаййата аль-Усфури, арабский полководец Салман ибн Раби´а в 30/650-651 гг. дошел до тогдашней хазарской столицы Баланджара, где и погиб.

Свидетельством пребывания мусульман в Дербенте того времени служат также находящиеся там могилы асхабов. Несмотря на то, что впоследствии Дербент много раз переходил из рук в руки в процессе борьбы между Халифатом и Хазарским каганатом, тем не менее именно с вхождения Дербента в Арабский халифат следует начинать отсчет распространения Ислама в России.

По свидетельству некоторых историков, в состав Халифата первоначально входили лишь сам Дербент и узкая прибрежная полоса Южного Дагестана. Но после вхождения Дербента в состав Халифата и начала противостояния его Хазарскому каганату, очень сильно изменилась роль кавказских государств - Сарира (Дагестан) и Аланского государства (полиэтническое государство, включало в себя горные и предгорные районы Западного и Центрального Кавказа, часть Предкавказья; потомками собственно алан считаются карачаевцы, балкарцы, осетины-дигорцы, по другой версии - все осетины). Теперь, находясь на линии противоборства между могущественными соседями-супердержавами, они вынуждены поддерживать союзнические отношения то с одним, то с другим.

Например, аланы поддерживали Халифат в 103-104/721-722 гг. и каганат в 105-106/723-724 гг. Так, население кавказских государств постепенно начало втягиваться в орбиту исламской цивилизации.

После некоторого перерыва, вызванного гражданской войной в Халифате, мусульмане возобновили активные наступательные действия. В 89/707-708 гг. Маслама ибн Абд уль-Малик вступил в вооруженное столкновение с хазарами в Арране и Южном Дагестане. В ходе боевых действий Маслама был вынужден отвоевать Дербент, разрушив его крепость, но через 10 лет вновь отстроил ее. В ответ хазары опустошили страны Закавказья. На протяжении 25 лет стороны обменивались ударами, пока по приказу халифа Хишама правителем Азербайджана, Армении и аль-Джазиры (местность на севере Ирака) вместо Масламы не был назначен Марван ибн Мухаммад ибн Марван, будущий последний омейядский халиф Марван Второй.

Другой отправной точкой распространения Ислама среди народов России стало вхождение мусульман в 651 г. при праведном халифе Усмане в Мервский оазис (совр. Мары в Туркменистане), бывшего столицей Хорасана и входившего в Сасанидский Иран. После этого под влиянием пришедших мусульманских проповедников тюркские племена сначала Хорасана, а впоследствии и иных земель постепенно начинают принимать Ислам. Первыми обратились тюркские племена чигили и ягма, после чего начинается постепенное распространение Ислама среди тюрков.
В 86-96/704-714 годах, опираясь на Хорасан, войска Халифата под руководством Кутейбы завоевали Мавераннахр (территория за рекой Амударьей со стороны Ирана). Довольно скоро в Хорасане и Мавераннахре возник мощнейший интеллектуальный центр исламской мысли.

Здесь творили величайшие ученые - собиратели и комментаторы хадисов аль-Бухари и ат-Тирмизи, факих (исламский законовед) Бурхануддин Маргилани, медик и философ Абу Али ибн Сина, математик, историк и географ аль-Хорезми, первый энциклопедист, географ и естествоиспытатель аль-Бируни, астроном и поэт Омар Хайям, астроном Улугбек, суфийские шейхи Багауддин Накшбанди и Ходжа Ахмад Ясави. И это лишь немногие имена из той сокровищницы знаний, которая зародилась в Мавераннахре. Здесь же были созданы первые памятники тюркской литературы с помощью арабской графики - "Наука о счастье" Ю. Баласагуни (XI век) и "Мудрые изречения" Х.А. Ясави.

Именно отсюда Ислам распространился в Дешт-и-Кыпчак и Сибирь, Восточный Туркестан и Индию. Именно здесь сформировались как народ турки-сельджуки, чьи потомки открыли для Ислама Константинополь и Балканы. Отсюда вышли Махмуд Газнави и Захируддин Бабур, принесшие свет Ислама в Индию. Среди волжских булгар, а впоследствии и татар бытовали легенды, связывающие распространение Ислама в Волжской Булгарии преимущественно со Средней Азией.
Хотя сегодня мы не составляем единого государства, тем не менее, учитывая геополитические реалии и многовековые (со времен гуннов) традиции существования единой государственности на севере Евразии, можно сказать, что распространение Ислама среди тюрков Средней Азии сыграло ключевую роль в распространении Ислама в нынешней Российской Федерации.

Ахмад Давлетшин
(Дмитрий Макаров)


1. Гуннский каганат - государство, существовавшее во II-V вв. на территории Восточной Европы. Образовалось, отделившись от империи Хунну в Сибири и сегодняшнем Западном Китае. В 451 г. гуннский правитель Аттила, хотя и потерпел поражение от Римской империи, но нанес ей удар, от которого она уже не смогла оправиться. Гуннское государство было первым из известных нам государств, объединивших в своем составе большинство народов нынешней Российской Федерации.

2. Улус Джучи - одна из частей, на которые разделилась Монгольская империя после смерти Тэмуджина (Чингиз-хана), - более известна как Золотая Орда. Сыграла консолидирующую роль для тюркских, славянских и угро-финских народов. В рамках улуса Джучи произошло объединение разрозненных русских княжеств в одно государство - Московскую Русь. Одной из ошибок татарских ханов было то, что они продолжали по инерции воспринимать Московскую Русь, как одно из ханств, выделившихся из Орды.

3. Сасанидский Иран - Иранская империя во главе с династией Сасанидов, включала также Азербайджан, Туркменистан, Дербент, часть Афганистана и другие территории. Был сокрушен Халифом Умаром, после чего вошел в состав Халифата..

Журнал "Ислам" №2(2) 2002 г.