Как привлечь финансы халяльным способом?

Вопрос: Вложение средств в любое предприятие всегда сопряжено с рисками. Поэтому, стремясь избежать их, бизнесмены пытаются прибегнуть к «безболезненным» методам привлечения капитала. Так, предприниматель договаривается с инвестором, что тот купит определенный товар у поставщика и продаст ему (предпринимателю) с наценкой в рассрочку.

Также предприниматель заранее договаривается с этим поставщиком об обратном выкупе товара, проданного им инвестору.

Инвестор

Таким образом, предприниматель получит средства для бизнеса в долг с отсрочкой выплаты инвестору.

Инвестор же зарабатывает на разнице между покупкой и продажей товара в рассрочку. Является ли такая сделка запретной?

Ответ:

Инвестор
Согласно шариату в деле инвестирования в основном принято прибегать к договорам мудараба или же мушарака, где участники несут обоюдные риски.

Договор, который указан в вопросе, относится к так называемой тройной 'ине. 'Ина — это вид торговли, в котором проданный товар возвращается обратно к продавцу. И он делится на двойную, тройную ‘ину и т. д. в зависимости от количества участников.

Насчёт нежелательности 'ины в случае, когда к нему прибегают не постоянно, в шафиитском мазхабе есть полемика, хотя в остальных мазхабах оно в общем относится к запретным.

Деньги
Согласно более аргументированному мнению шафиитского мазхаба, ‘ина нежелательна, но в тройной 'ине нежелательности меньше. При этом должны быть соблюдены такие условия договора, как устный или письменный договор о купле-продаже, передача и приёмка товара и т. д.

Следовательно, если вы прибегаете к данной сделке лишь для привлечения средств, но не зарабатываете на нём, как некоторые зарубежные исламские банки, чья деятельность стала причиной запрета данного договора исламскими академиями, то в этой сделке, согласно шафиитскому мазхабу, нет какого-либо запрета.

Аргументация:

Инвестиции

عبارة تحفة المحتاج: ﻭﻗﺪ ﻳﻜﺮﻩ أي البيع كبيع اﻟﻌﻴﻨﺔ ﻭﻛﻞ ﺑﻴﻊ اﺧﺘﻠﻒ ﻓﻲ ﺣﻠﻪ ﻛﺎﻟﺤﻴﻞ اﻟﻤﺨﺮﺟﺔ ﻋﻦ اﻟﺮﺑﺎ.(1)

عبارة حاشية الشهاب الرملي: (ﻗﻮﻟﻪ ﻭﻳﻜﺮﻩ ﺑﻴﻊ اﻟﻌﻴﻨﺔ) ﻗﺎﻝ ﻓﻲ اﻷﻧﻮاﺭ ﻭﻟﻴﺴﺖ اﻟﻌﻴﻨﺔ ﻣﻦ اﻟﻤﻨﺎﻫﻲ اﻟﻤﺤﺮﻣﺔ ﻭﻻ اﻟﻤﻜﺮﻭﻫﺔ ﺇﻥ ﻟﻢ ﺗﻌﺘﺪ.(2)

عبارة تكملة المجموع للسبكي: ﻗﺎﻝ اﻟﺸﺎﻓﻌﻲ ﺭﺣﻤﻪ اﻟﻠﻪ ﻣﻦ ﺑﺎﻉ ﺳﻠﻌﺔ ﻣﻦ اﻟﺴﻠﻊ ﺇﻟﻰ ﺃﺟﻞ ﻭﻗﺒﻀﻬﺎ اﻟﻤﺸﺘﺮﻱ ﻓﻼ ﺑﺄﺱ ﺃﻥ ﻳﺒﻴﻌﻬﺎ ﻣﻦ اﻟﺬﻱ اﺷﺘﺮاﻫﺎ ﻣﻨﻪ ﺑﺄﻗﻞ ﻣﻦ اﻟﺜﻤﻦ ﺃﻭ ﺃﻛﺜﺮ ﺃﻭ ﺩﻳﻦ ﺃﻭ ﻧﻘﺪ ﻷﻧﻬﺎ ﺑﻴﻌﺔ ﻏﻴﺮ اﻟﺒﻴﻌﺔ اﻷﻭﻟﻰ ..
ﻭﻓﺴﺮ ﺃﺑﻮ ﻋﺒﻴﺪ ﺃﺣﻤﺪ ﺑﻦ ﻣﺤﻤﺪ اﻟﻬﺮﻭﻱ اﻟﻌﻴﻨﺔ ﻫﻮ :ﺃﻥ ﻳﺒﻴﻊ اﻟﺮﺟﻞ ﻣﻦ ﺭﺟﻞ ﺳﻠﻌﺔ ﺑﺜﻤﻦ ﻣﻌﻠﻮﻡ ﺇﻟﻰ ﺃﺟﻞ ﻣﺴﻤﻰ ﺛﻢ ﻳﺸﺘﺮﻳﻬﺎ ﻣﻨﻪ ﺑﺄﻗﻞ ﻣﻦ اﻟﺜﻤﻦ اﻟﺬﻱ ﺑﺎﻋﻬﺎ ﺑﻪ،
ﻗﺎﻝ ﻭﺇﻥ اﺷﺘﺮﻯ ﺑﺤﻀﺮﺓ ﻃﺎﻟﺐ اﻟﻌﻴﻨﺔ ﺳﻠﻌﺔ ﻣﻦ ﺁﺧﺮ ﺑﺜﻤﻦ ﻣﻌﻠﻮﻡ ﻭﻗﺒﻀﻬﺎ ﺛﻢ ﺑﺎﻋﻬﺎ ﻣﻦ ﻃﺎﻟﺐ اﻟﻌﻴﻨﺔ ﺑﺜﻤﻦ ﺃﻛﺜﺮ ﻣﻤﺎ اﺷﺘﺮاﻩ ﺇﻟﻰ ﺃﺟﻞ ﻣﺴﻤﻰ ﺛﻢ ﺑﺎﻋﻬﺎ اﻟﻤﺸﺘﺮﻱ ﻣﻦ اﻟﺒﺎﺋﻊ اﻷﻭﻝ ﺑﺎﻟﻨﻘﺪ ﺑﺄﻗﻞ ﻣﻦ اﻟﺜﻤﻦ ﻓﻬﺬﻩ ﺃﻳﻀﺎ ﻋﻴﻨﺔ ﻭﻫﻲ ﺃﻫﻮﻥ ﻣﻦ اﻷﻭﻟﻰ ﻭﻫﻮ ﺟﺎﺋﺰ ﻋﻨﺪ ﺑﻌﻀﻬﻢ.(3)

وكذلك يرجع إلى كتاب "فقه البيوع" لمحمد تقي العثماني، المجلد الأول، صحيفة ٥٣٣-٥٤١،
وكتاب "التورق المصرفي" لعلي محيي الدين القره داغي.

(1) См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 323

(2) См.: Хашия Шихаб ар-Рамли, т. 2. с. 41

(3) См.: Такмила аль-Маджму’, т. 10. с. 149-162

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru