Денег нет, хочу купить в долг…

Вопрос: Могу ли я заключить следующие виды сделок:
а)  купить что-либо из дозволенного в долг, но с условием, что, если в назначенный срок я не оплачу стоимость, то мне придётся оплачивать и пеню за каждый месяц просрочки выплаты долга;
б) взять в аренду что-либо из дозволенного, но с условием, что, если я опоздаю с ежемесячной оплатой, то мне придётся оплачивать пеню за каждый день просрочки выплаты.

Ответ: Учёные-алимы Академии исламской юриспруденции (это Высший Совет авторитетных учёных исламского мира, которые разбирают текущие вопросы и выносят по ним фетвы) проанализировав обстоятельства дела:

وبعد البحث والدراسة، قرر مجمع الفقه الإسلامي بالإجماع ما يلي(إن الدائن إذا شرط على المدين أو فرض عليه أن يدفع له مبلغاً من المال غرامة مالية جزائية محددة أو بنسبة معينة إذا تأخر عن السداد في الموعد المحدد بينهما، فهو شرط باطل، ولا يجب الوفاء به، بل ولا يحل، سواء كان الشارط هو المصرف أو غيره، لأن هذا بعينه هو ربا الجاهلية الذي نزل القرآن بتحريمه) اه.

وقد جاء في قرار مجمع الفقه الإسلامي: (يجوز أن يشترط الشرط الجزائي في جميع العقود المالية ما عدا العقود التي يكون الالتزام الأصلي فيها دينا، فإن هذا من الربا الصريح) اه.

пришли к выводу, что, если условия оплаты пени за просрочку оговорены устно или письменно, то подобные виды сделок относятся к запрещённым в Шариате, так как они прямо подпадают под понятие «ростовщичество».

Ростовщичество

Авторитетные учёные и толкователи Корана, такие как Джалалуддин Махаллий, Аль-Багавий, Ибну-Касир пишут:

عبارة تفسير الجلالين:

{ﻳﺄﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﺗﺄﻛﻠﻮا اﻟﺮﺑﺎ ﺃﺿﻌﺎﻓﺎ ﻣﻀﺎﻋﻔﺔ}

ﺑﺄﻟﻒ ﻭﺩﻭﻧﻬﺎ ﺑﺄﻥ ﺗﺰﻳﺪﻭا ﻓﻲ اﻟﻤﺎﻝ ﻋﻨﺪ ﺣﻠﻮﻝ اﻷﺟﻞ ﻭﺗﺆﺧﺮﻭا اﻟﻄﻠﺐ {ﻭاﺗﻘﻮا اﻟﻠﻪ}

ﺑﺘﺮﻛﻪ {ﻟﻌﻠﻜﻢ ﺗﻔﻠﺤﻮﻥ}

 ﺗﻔﻮﺯﻭﻥ اه.

عبارة تفسير البغوي:

{ﻳﺎ ﺃﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﺗﺄﻛﻠﻮا اﻟﺮﺑﺎ ﺃﺿﻌﺎﻓﺎ ﻣﻀﺎﻋﻔﺔ}

ﺃﺭاﺩ ﺑﻪ ﻣﺎ ﻛﺎﻧﻮا ﻳﻔﻌﻠﻮﻧﻪ ﻋﻨﺪ ﺣﻠﻮﻝ ﺃﺟﻞ اﻟﺪﻳﻦ ﻣﻦ ﺯﻳﺎﺩﺓ اﻟﻤﺎﻝ ﻭﺗﺄﺧﻴﺮ اﻟﻄﻠﺐ، {ﻭاﺗﻘﻮا اﻟﻠﻪ}

 ﻓﻲ ﺃﻣﺮ اﻟﺮﺑﺎ ﻓﻼ ﺗﺄﻛﻠﻮﻩ، {ﻟﻌﻠﻜﻢ ﺗﻔﻠﺤﻮﻥ} اه.

عبارة تفسير ابن كثير:

ﻳﺎ ﺃﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﺗﺄﻛﻠﻮا اﻟﺮﺑﻮا ﺃﺿﻌﺎﻓﺎ ﻣﻀﺎﻋﻔﺔ ﻭاﺗﻘﻮا اﻟﻠﻪ ﻟﻌﻠﻜﻢ ﺗﻔﻠﺤﻮﻥ (130) ﺳﻮﺭﺓ ﺁﻝ ﻋﻤﺮاﻥ

ﻳﻘﻮﻝ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻧﺎﻫﻴﺎ ﻋﺒﺎﺩﻩ اﻟﻤﺆﻣﻨﻴﻦ ﻋﻦ ﺗﻌﺎﻃﻲ اﻟﺮﺑﺎ ﻭﺃﻛﻠﻪ ﺃﺿﻌﺎﻓﺎ ﻣﻀﺎﻋﻔﺔ ﻛﻤﺎ ﻛﺎﻧﻮا ﻓﻲ اﻟﺠﺎﻫﻠﻴﺔ ﻳﻘﻮﻟﻮﻥ:

ﺇﺫا ﺣﻞ ﺃﺟﻞ اﻟﺪﻳﻦ، ﺇﻣﺎ ﺃﻥ ﺗﻘﻀﻲ ﻭﺇﻣﺎ ﺃﻥ ﺗﺮﺑﻲ، ﻓﺈﻥ ﻗﻀﺎﻩ، ﻭﺇﻻ ﺯاﺩﻩ ﻓﻲ اﻟﻤﺪﺓ، ﻭﺯاﺩﻩ اﻵﺧﺮ ﻓﻲ اﻟﻘﺪﺭ، ﻭﻫﻜﺬا ﻛﻞ ﻋﺎﻡ ﻓﺮﺑﻤﺎ ﺗﻀﺎﻋﻒ اﻟﻘﻠﻴﻞ ﺣﺘﻰ ﻳﺼﻴﺮ ﻛﺜﻴﺮا ﻣﻀﺎﻋﻔﺎ، ﻭﺃﻣﺮ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻋﺒﺎﺩﻩ ﺑﺎﻟﺘﻘﻮﻯ ﻟﻌﻠﻬﻢ ﻳﻔﻠﺤﻮﻥ ﻓﻲ اﻷﻭﻟﻰ ﻭاﻷﺧﺮﻯ اه.

в доисламские времена, когда наступало время долга, арабы говорили должнику: «Тебе придётся или возмести долг, или же дать сверху». И если тот не возмещал, то накидывали сверху и откладывали возмещение долга. И так делали каждый год. В результате должнику приходилось возмещать гораздо больше того, что должен был изначально. А с приходом Ислама Всевышний запретил это, ниспослав сто тридцатый аят суры «Алю-Имран».

Отдел Фетв Муфтията РД