Закят и менеджмент

Всегда наше внимание привлекают случаи, когда, непреднамеренно, какое-то научное светское исследование приходит к давно декларируемым нормам Ислама, даже если посвящалось оно совсем другим проблемам. Нам хочется рассказать о двух таких случаях, произошедших в бизнес-исследованиях Гарвардской школы бизнеса и описанных в лекциях известного эксперта бизнес-процессов Ицхака Адизеса.

В современном обществе медленно, но неуклонно изменяется отношение к Исламу как к мировоззрению, к его нравственным, духовным ориентирам. Вольно или невольно, современное общество, формулируя на научной основе его поведенческие, мотивационные принципы деятельности, приходит к тому, что давно приведено в исламских нормах финансового развития общества, достижения его благосостояния. Для подтверждения приведем очень поучительный пример из практики Гарвардской школы бизнеса, о котором мы упоминали выше.

Гарвардская бизнес-школа провела эксперимент. Двум группам сотрудников раздали деньги, чтобы первая группа потратила их в течение дня на себя, а вторая раздала бы посторонним нуждающимся людям. Целью эксперимента было выяснение, когда степень мотивации сотрудников компании выше: при разовом денежном поощрении или при получении сотрудниками моральной, психологической удовлетворенности от проделанной работы. Результат эксперимента оценивался по удовлетворенности, полученной сотрудниками от этой работы.

Оказалось, что у первой группы чувство удовлетворенности не изменилось или понизилось. У второй удовлетворенность от раздачи денег нуждающимся имела высокую степень. Вывод из эксперимента был сделан такой: деньги сами по себе не имеют ожидаемого высокого мотивационного эффекта.

Возникает вопрос: зачем же нужны деньги, если они не несут необходимого мотивационного посыла? Посмотрим, есть ли ответ на этот вопрос в нормах Ислама.

Зачем же нужны деньги, если они не несут необходимого мотивационного посыла?

Ислам и Шариат предписывают верующему человеку среди обязательных фарзов (обязательная норма поклонения) – закят, предназначенный для неимущего населения и достижения благосостояния окружающего нас общества, а также садака (добровольное пожертвование).

Вы можете, уважаемый читатель, сами провести эксперимент, аналогичный проведенному в Гарвардской школе бизнеса.

Попробуйте найти человека, который, на ваш взгляд, нуждается в помощи, и, сделав намерение на оказание помощи, окажите ему ее в соответствии с вашей верой и материальными средствами, пускай даже в некоторой степени символическими.

Уверен, что вы получите, даже если будете из духа противоречия сопротивляться этому чувству, внутреннее удовлетворение, или, по крайней мере, есть возможность почувствовать себя в некоторой степени сотрудниками бизнес-школы Гарварда.

Самый высокий внутренний, не зависящий от личности человека посыл – это бескорыстное исполнение добра для другого человека

Самый высокий внутренний, не зависящий от личности человека посыл – это бескорыстное исполнение добра для другого человека. И высокий он потому, что исполнение добра сделано во имя нашего Создателя, даже если вы в полной мере это не осознаете. И высочайшую поддержку в бизнесе мы получаем, когда исполняем свою работу в соответствии с нормами Шариата, иншааллах.

Незаметно для нас будет расти благосостояние, если будет на то воля Аллаха , – и наше, и благосостояние всего окружающего общества.

Как же быть с деньгами? Отказаться от них? И делать все только ради Аллаха ? Понимая появившуюся на вашем лице улыбку или иронию, надо признать утопичность этого предложения в современном нам обществе. Но как бы это было прекрасно! Конечно, надо более четко определить при этом побудительные мотивы к любому труду – физическому или умственному.

Оптимизма в ожидании изменения нашего сознания, укрепления имана и веры, что ничто ни на йоту не может измениться, даже в бизнесе, без предопределения Создателя. Положимся на Его решения в хорошем и плохом.

Помощь

Вот о чём говорит Ицхак Адизес в одной из своих лекций:

«Я начинаю иногда с религиозного заявления – "кто будет плакать, если вы умрете?". Бог создал нас для выполнения своей задачи, как и все окружающее нас выполняет свои функции.

Когда вы живете в соответствии с вашей задачей, для которой Бог привел вас на эту Землю, вы будете вдохновенны, это как оргазм. Как мы узнаем, выполняем ли мы свое предназначение? Когда есть прилив энергии, энтузиазм, значит, это от Бога. Будьте вдохновенны. Если, выполняя работу, вы "получаете оргазм", мы говорим не о сексе, а об энергетическом заряде и вдохновении нашей работой.

Все в мире создано для чего-то еще. Сердце, почки существуют для всего тела, а жизнь – для служения кому-то другому. Что мы делаем для других? На Дальнем Востоке буддизм говорит: "Позвольте служить вам", а потом говорит: "Спасибо, что позволили служить".

Цель компании – увидеть возможности, получить прибыль и удовлетворить запросы клиентов

Цель компании не доходы и прибыль, а результат. Цель компании – увидеть возможности, получить прибыль и удовлетворить запросы клиентов. Увидеть потребности и реализовать их. Кто ваши клиенты, кому мы нужны? Синхронизировать потребности и возможности. Цель – создание компании и содержание ее в здоровом состоянии в долгосрочной перспективе. Цель – здоровая страна. Организационное здоровье. Как измерить здоровье? Если клиент повторно приходит, это удовлетворение потребности клиента. Это верно и для страны. При СССР было легко войти в него. Люди хотели бежать из страны.

Мотивация достижения – желание получить достижения эффективно и максимально результативно. Достичь эффективной результативности через администрирование.

Удовлетворяя запросы, мы создаем добавочную стоимость в прибыли. Долгосрочная эффективность в общественной значимости – результат для всех. Прибыль – это результат, а в чем цель? Удовлетворить потребности тех, кто в нужде, удовлетворить потребности клиента, увидеть возможности и для него».

Удовлетворить потребности тех, кто в нужде

Приведенные два посыла наводят на размышления. Они затрагивают такие важные в Исламе предписания, обязательства для предпринимателей, как закят, исполнение которого, несомненно, ведет бизнес к процветанию, если на то будет воля Аллаха и исполнение предпринимателем своей работы с учетом, чтобы в ней была польза для всего общества, «долгосрочная эффективность в общественной значимости – результат для всех. Цель – здоровая страна. Организационное здоровье».

И наши надежды на Высочайшую поддержку в наших делах, при исполнении своей работы в соответствии с нормами Шариата. Ин ша Аллах.

Хасанхусен Омаров