Мушарака и мудараба как модели финансирования (Часть I)

Ранее была разъяснена традиционная концепция мушарака и мудараба и основные регулирующие их принципы Шариата. Сейчас уместно рассмотреть, как эти механизмы могут использоваться в целях финансирования в контексте современной торговли и промышленности.

Понятия мушарака и мудараба, рассматриваемые в трудах по исламскому праву, предполагают, что эти контракты предназначаются для ведения совместного предприятия, где все партнёры участвуют в сделке от начала до конца, вплоть до момента, когда все активы ликвидированы. В традиционных иследованиях по исламскому фикху трудно найти такую концепцию ведения бизнеса, при которой партнёры присоединяются к бизнесу или покидают предприятие, не затрагивая никоим образом непрерывность дела. Очевидно, классические труды по исламскому праву были написаны в среде, где крупномасштабные коммерческие предприятия не были распространены и коммерческая деятельность не была столь сложна, как сегодня. Поэтому учёные вообще не останавливались на вопросе подобного ведения бизнеса.

Однако это не означает, что модели мушарака и мудараба не могут использоваться для того, чтобы финансировать действующий бизнес. Концепция мушарака и мудараба основывается на некоторых базовых принципах. До тех пор, пока эти принципы соблюдаются, детали воплощения мудараба и мушарака в различных случаях могут различаться. Прежде чем перейти к деталям, рассмотрим основные принципы:

1. Финансирование через мушарака и мудараба не означает предоставления кредита. Оно означает участие в бизнесе и, в случае мушарака, — владение активами бизнеса, которые эквивалентны инвестированному капиталу. 

2. Инвестор/финансист должен разделять потери, понесённые бизнесом, в размере вложенных им средств.

3. Партнёры на основе взаимного согласия вправе определять соотношение долей в прибыли, предназначаемых на каждого из них, которое может отличаться от соотношения размера их инвестиций. Однако партнёр, который изъявил желание не принимать ответственности управления бизнесом, не может требовать больше, чем доля его инвестиций.

4. Убытки, понесённые партнёрами, должны распределяться пропорционально долям их инвестиций.

Учитывая эти общие принципы, приступим к рассмотрению использования мушарака и мудараба в различных видах финансирования.

Проектное финансирование

В проектном финансировании могут быть с легкостью применены традиционные методы мушарака или мудараба. Если финансист хочет осуществить финансирование всего проекта, можно использовать мудараба. Если инвестиции поступают от обеих сторон, то заключается договор мушарака. Когда управление является ответственностью лишь одной из сторон, а инвестиции поступают от обеих, можно использовать комбинацию мушарака и мудараба в соответствии с правилами, рассмотренными ранее.

При применении мушарака или мудараба с момента существования проекта не должно возникать никаких проблем, связанных с оценкой капитала. Аналогичным образом и распределение прибыли посредством типовых бухгалтерских стандартов не должно вызывать каких-либо затруднений. Если же один партнер хочет выйти из мушарака, а другой желает продолжить дело, он может приобрести долю первого по согласованной цене. Таким образом, финансист может вернуть сумму, которую он инвестировал, вместе с полученной прибылью, если она была. Определение цены на эту долю будет подробно обсуждаться далее (при рассмотрении финансирования оборотного капитала).

С другой стороны, предприниматель может продолжать свой проект как самостоятельно, так и продав долю изначального финансиста другому лицу, который сможет его заменить.

Так как финансовые учреждения, как правило, не имеют целей выступать в качестве партнёра конкретного проекта долгое время, они могут продать свою долю другим партнёрам проекта, как было указано выше. Если продажа доли единовременно не представляется возможной из-за отсутствия достаточной ликвидности, доля финансиста может быть разделена на более мелкие части, каждая часть может быть продана по истечении определённого времени. При продаже каждой части доля финансиста в проекте сокращается, а при продаже всех единиц финансист вовсе прекращает участие в проекте.

Секьюритизация мушарака

Мушарака представляет собой способ финансирования, при котором возможна секьюритизация, особенно в случае крупных проектов, когда необходимы большие суммы, которые ограниченное число людей не могут себе позволить. Каждому инвестору выдается сертификат мушарака, который свидетельствует о его доле собственности на активы мушарака, и после того как проект начал приобретать существенные объемы неликвидных активов, эти сертификаты мушарака можно рассматривать как свободные к обращению инструменты, которые могут покупаться и продаваться на вторичном рынке. Однако торговля этими сертификатами не допускается, если все активы мушарака находятся в ликвидной форме (т. е. в форме денежных средств, дебиторской задолженности или платежей, причитающихся к получению с других лиц).

Для правильного понимания этого пункта следует отметить, что вложения в мушарака отличаются от предоставления кредита. Облигация, выпущенная в качестве свидетельства о кредите, не имеет ничего общего с реальным бизнесом, ведущимся на полученные таким образом деньги. Облигация предполагает погашение в интересах держателя кредита в любом случае. Как правило, с процентами. Сертификат мушарака же, напротив, представляет собой определённую долю собственности владельца в активах проекта. Если все активы совместного проекта находятся в ликвидной форме, сертификат будет представлять собой определённую часть денег, принадлежащих проекту. Например, было выпущено сто сертификатов, имеющих стоимость в один миллион рупий каждый. Это будет означать, что общая стоимость проекта составляет сто миллионов рупий. Если на эти деньги ничего не было приобретено, каждый сертификат будет представлять из себя номинал в один миллион рупий. В этом случае сертификаты могут продаваться только по номинальной стоимости. Если, к примеру, один сертификат будет продан за сумму более одного миллиона рупий, фактически это будет означать, что один миллион рупий был продан в обмен на сумму, большую, чем один миллион, что запрещено шариатом: когда деньги обмениваются на деньги, их размеры должны быть одинаковыми. Переплата любой из сторон является ростовщичеством.

Когда же выделенные деньги потрачены на приобретение неликвидных активов: земли, зданий, оборудования, сырья, мебели и т. д., сертификат мушарака будет представлять долевую собственность держателя на эти активы. Так, в вышеупомянутом примере один сертификат будет представлять одну сотую долю от этих активов. В этом случае продажа этих сертификатов на вторичном рынке будет разрешена шариатом по любой цене, согласованной сторонами. Цена на них может быть выше, чем номинальная стоимость сертификата. Так как предмет продажи — доля в материальных активах, а не только в деньгах, то сертификаты, как и любые другие товары, могут быть проданы с прибылью или с убытком.

В большинстве случаев имущество проекта состоит как из ликвидных, так и неликвидных активов. Это происходит, когда управляющий партнёр конвертирует часть имеющихся денег в активы и сырье, а оставшаяся часть представлена в форме ликвидных активов; когда в рамках проекта, после конвертирования всех денег в неликвидные активы, в последующем продаются некоторые из них или поступает выручка от продаж в денежной форме. В некоторых случаях сумма оплаты подлежит выплате клиентом и ещё не получена. Эта подлежащая выплате сумма, являясь долгом, также рассматривается в качестве денег. Возникает вопрос: какова позиция шариата по данному вопросу, когда активы проекта находятся как в ликвидной, так и в неликвидной форме, могут ли такие сертификаты мушарака участвовать в торговле? Мнения современных исламских правоведов по этому вопросу различны. Согласно традиционной шафиитской школе, этот тип сертификата не может быть продан. По их представлениям, в ситуации, когда есть сочетание ликвидных и неликвидных активов, продажа не может осуществляться, кроме как посредством отделения и самостоятельной продажи неликвидных активов(1).

Однако представители ханафитской школы считают, что всякий раз, когда имеет место совокупность ликвидных и неликвидных активов, сертификаты могут быть проданы и приобретены за сумму, превышающую общую сумму ликвидных активов. В этом случае будет считаться, что деньги были проданы за эквивалентный размер, а избыток будет рассматриваться как плата за неликвидные активы, принадлежащие бизнесу.

Предположим, проект мушарака содержит 40 % неликвидных активов (машины, оборудование и т. д.) и 60 % ликвидных активов (денежные средства и дебиторская задолженность). Итак, каждый сертификат мушарака номинальным значением 100 рупий состоит из 60 рупий, причитающихся на стоимость ликвидных активов, и 40 рупий, причитающихся на стоимость неликвидных активов. Этот сертификат может быть продан за любую цену, превышающую 60 рупий. Если сертификат продан за 110 рупий, то это будет означать, что 60 рупий от этой стоимости приходятся на 60 рупий ликвидности, содержащейся в сертификате, и 50 рупий приходятся на соответствующую долю в неликвидных активах. Однако продавать сертификат за цену 60 рупий или меньше не является дозволенным, потому что в этом случае 60 рупий не покроют совокупную стоимость ликвидных активов на 60 рупий и имеющихся неликвидных активов.

Согласно воззрениям ханафитской школы, в целом не предусмотрено, каким конкретно должен быть размер доли неликвидных активов. Даже если доля неликвидных активов в целом составит менее 50 %, допускается продажа подобного сертификата в соответствии с приведённой выше формулой.

Однако большинство современных ученых, в том числе представители шафиитской школы, допускают торговлю долями только тогда, когда неликвидные активы бизнеса составляют более 50 %. Таким образом, для торговли сертификатами мушарака, с точки зрения всех школ, необходимо, чтобы портфель мушарака состоял из неликвидных активов, составляющих более 50 % от его общей стоимости. Однако если принять ханафитскую точку зрения, торговля сертификатами будет разрешена, даже если неликвидные активы будут составлять менее 50 %, но объем неликвидных активов не должен быть незначительным.

Мухаммад Таки Усмани

 

(1) Эта точка зрения опирается на известный принцип «мудд аль-аджвах», описанный в традиционных трудах по  фикху. См. аль-Хаттаби, Маалим аль-Сунан.. 5:23.