Как развивается исламская экономика в России

Бурное развитие религиозной жизни в России в который раз пытается перейти в экономическую плоскость. Один за другим презентуются амбициозные проекты халяльных (соответствующих Шариату, то есть нормам Ислама) банкинга, медицинских клиник, отелей и т.д. Попытаемся разобраться, как обстоят дела с реализацией этих начинаний.

Несмотря на регулярно упоминаемые огромные перспективы исламского банкинга, по факту финансовые услуги по законам Шариата предлагаются лишь в пяти структурах: двух в Казани (Центр партнёрского банкинга и Финансовый дом «Амаль») и трёх в Махачкале (товарищества на вере «Масраф и Ко», «ЛяРиба-Финанс» и «Саада и Ко»).

Обычно подобные учреждения действуют в формате специального «исламского окна» в отдельных филиалах небольших коммерческих банков (например, «Амаль» использует сеть «Булгар-банка», а Центр партнёрского банкинга – один из казанских филиалов «Татагропромбанка»), причём в Махачкале они сконцентрированы рядом с центральной городской мечетью. Из финансовых инноваций, например, Центр партнёрского банкинга предлагает рассрочку на хадж, квоты которого распределяет аффилированный с ним муфтият Татарстана. Паломничество в Мекку – дело недешёвое, даже в предлагаемом татарстанской организацией «ДУМ РТ Хадж» варианте «эконом» стоит от 3600 долларов с человека, поэтому приходится предлагать вариант оплаты частями.

В недавнем прошлом к исламскому банкингу обращался целый ряд других финансовых структур – московский «Бадр-форте банк», нижегородский «Эллипс-банк» и дагестанский «Экспресс-банк». Первый был лишён лицензии в 2006 году Центробанком ввиду подозрений в финансировании террористов, два других, решивших в 2011 году реализовывать исламские финансовые продукты разного рода, уже буквально через два года ввиду возникновения серьёзных дыр в капитале были принудительно закрыты и переданы финансовым регулятором на санацию.

Впрочем, может быть халяльный бизнес идёт успешнее в других сферах?

– Создаётся единый портал бронирования для гостиниц, прошедших сертификацию (халяльную. – Прим. Лайфа), а также специализированный кол-центр, – сообщил 19 августа на пресс-конференции в Московской соборной мечети Георгий Жашков, генеральный директор компании Vector Consulting, уполномоченной на реализацию этого проекта Советом муфтиев России (СМР).

Исламский бизнес (халяль)

– Что собой представляет халяльный отель? В гостиничных номерах нет украшений интерьера в виде портретов с изображением людей или картин с изображением животных, в мини-баре отсутствует алкоголь, клиенту при заселении дают набор с молельными чётками, тюбетейку (для мужчин) или платок (для женщин), Коран, коврик для молитв. В номере находится кувшин для ритуального омовения. Обслуживающий персонал одет в мусульманском стиле: девушки в платках и длинных платьях. Есть отдельная комната для коллективных молитв. В гостиничном ресторане в меню должны отсутствовать алкоголь, свинина и т.д. Также должна быть соответствующая программа гостеприимства (например, меню не только на русском и английском языках, но и на арабском), – объяснил Лайфу исламовед из Казани Раис Сулейманов.

Впрочем, воспользоваться системой халяльного гостиничного бронирования россияне и гости из-за рубежа вряд ли смогут в ближайшее время.

Исламский бизнес (халяль)

– Сейчас система только начала разрабатываться, – сообщил Лайфу заместитель генерального директора Vector Consulting Максим Грибанов. – В Москве (мы начали с Москвы) сейчас есть всего один отель, сертифицированный Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, с которым мы работаем, – «Парк Измайлово». Остальные пока все в процессе.

Можно отметить, что в вышедшем в апреле 2015 года экспертном материале, посвящённом этой инициативе СМР (впервые озвученной ещё в декабре 2014 года с упоминанием, что более 10 отелей желают войти в эту систему), отмечалось, что «сейчас в России всего три гостиницы, которые имеют сертификат «халяль»: две в Москве и одна в Казани». То есть процесс за прошедшие полтора года практически не продвинулся. Отвечая на этот вопрос, Грибанов пояснил, что сотрудничество его компании с СМР началось лишь в январе этого года.

Исламский бизнес (халяль). Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников

– Мы выступаем инструментом продаж, – поясняет Грибанов. – Специально разработали систему и включаем в неё отели, сертифицированные Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль», консолидированно распределяем единичные и групповые заявки, поступающие через Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман РФ. Кол-центр также организуется на базе нашей компании, сотрудники проходят соответствующее обучение и получают сертификаты соответствия «Халяль», одобренные стандартами Советов муфтиев России.

При этом, по словам разработчиков единой системы, «в России немало отелей халяль-friendly», под которыми, судя по всему, подразумеваются отели, прошедшие сертификацию в другом муфтияте.

– Поскольку Татарстан позиционирует себя как «исламская витрина» России, республиканский Госкомитет по туризму поощряет появление халяльных гостиниц для иностранных туристов, – отмечает Сулейманов. – Однако хотя оптимальное их число видится в количестве 7–10 отелей, пока что сертификат халяльного соответствия требованиям шариата имеют лишь шесть: «Ногай», «Олимп», «Релита-Казань», «Корстон» и «Гольфстрим» в Казани и «Татарстан» в Набережных Челнах.

Одним словом, даже в таком исламизированном регионе востребованность халяльных гостиниц не столь велика. Хотя подобный сегмент услуг имеет своего клиента.

– Помимо халяльных кафе и ресторанов, сегодня в Казани есть соответствующие законам Шариата парикмахерские (правда, на более чем миллионный город их всего две), где мужчин стригут только мужчины, женщин – только женщины, а также массажные и фитнес-центры (отвечающие принципу гендерного разделения. – Прим. Лайфа) и такси, – говорит Сулейманов. – Всё это пока не столь массово и заметно, но они имеются.

Местный муфтият и действующий при нём фонд «Вакф Республики Татарстан» имеют масштабные планы. Уже презентован проект четырёхэтажной халяльной медицинской клиники «Усмания» в столице республики.

Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 «Шифа»

– Это чисто коммерческий бизнес-проект, он должен будет приносить доход, – заявил 4 августа генеральный директор фонда Рустам Хабибуллин. – Спрос на медицинские услуги по канонам Шариата очень высок, а ниша мусульманского медицинского туризма в Татарстане и России до сих пор свободна. Создание халяльной клиники позволит сформировать новую точку роста для экономики Татарстана.

В проекте клиника характеризуется как имеющая «концепцию специализированного бизнес-центра для предоставления сертифицированных медицинских услуг по канонам Ислама», в частности, в ней будет «предусмотрен раздельный приём мужчин и женщин».

Строительство клиники планируется начать в 2017 году, подготовительные работы на участке, выделенном в историческом центре города на улице Габдуллы Тукая, уже ведутся. Заявленную стоимость строительства в 6,7 млн. долларов планируется профинансировать за счёт внутренних облигаций фонда (в других его проектах участвуют и зарубежные – арабские – инвесторы).

Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 «Шифа»

– Под строительство мусульманского медцентра отведён участок площадью 0,25 га за домом № 3 по улице Тукая, где уже располагаются паломнический центр, Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан, благотворительный фонд «Закят» и Союз мусульманок Татарстана, – отмечают казанские СМИ.

Окружающий район, по недавним наблюдениям автора статьи, имеет высочайшую в Казани, да и в большинстве крупных городов страны за пределами Кавказа, концентрацию халяльных заведений (магазинов различных исламских товаров и кафе), так что определённый контингент клиентов для будущей поликлиники здесь есть. Однако огромное здание, которое будет иметь площадь 5 тыс. кв. м, вряд ли сможет быть обеспечено только за их счёт, а надежды на «халяльный медицинский туризм» (включая, возможно, зарубежный) всё же звучат весьма гипотетически.

Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 «Шифа»

6 декабря 2007 года на юго-востоке Москвы с помпой открылась халяльная клиника (в рамках крупной сети клиник «Цена – качество»).

– Основное отличие центра, расположенного на Волгоградском проспекте в доме № 78/14, от других состоит в том, что здесь всё создано с учётом культурного наследия Ислама, его требований и особенностей, – рассказал журналистам генеральный директор клиники Александр Ледовский. – Даже архитектура и дизайн здания площадью 650 квадратных метров разработаны в соответствии с канонами Корана. В отделке отдано преимущество зелёному цвету.

Директор по рекламе этой сети клиник Анна Кисько пообещала, что «в поликлинике будут чётко соблюдаться законы Шариата, в первую очередь гендерное различие в обслуживании: женщин будут обслуживать специалисты женского отделения, мужчин – мужского», врачи будут носить халаты, открывающие только кисти рук, а сотрудницы женского пола – хиджабы. Весь персонал клиники должен владеть арабским или персидским (фарси) языком.

Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 «Шифа»

Однако ожидания предпринимателей, распалённых посулами Совета муфтиев России об огромной аудитории потенциальных клиентов (якобы о нескольких миллионах проживающих в столице мусульман), не были оправданы. В клинике халаты настолько плотно закрывали докторов, что открытыми для обозрения оставались только кисти рук, а женщины-доктора носили на голове платки или хиджабы. Однако буквально через год клиника закрылась – видимо, из-за отсутствия клиентов.

15 ноября 2015 года в Москве у метро «Красносельская» начало работу ещё одно медицинское заведение, обещающее обслуживание по канонам Ислама, под громким названием Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 «Шифа» (в апреле этого года в ней открылось и мужское отделение). О рентабельности клиники, несмотря на расположение в центре столицы, свидетельствует красноречивое заявление её руководства.

Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 «Шифа»

– У нас нет цели сделать из клиники источник дохода, но даже просто выйти на самоокупаемость очень и очень трудно, – признала в одном из интервью директор клиники.

То есть, несмотря на развитие религиозно оформленной сферы услуг в России, говорить о её масштабном наступлении на нашу с вами жизнь представляется пока что преждевременным.

Владислав Мальцев

Источник: Лайф