Вакф – как основа благотворительности в Исламе

 «Вакф» на арабском языке означает «сохранять», «ограничивать» или «запрещать». Слово используется в Исламе в значении владения определённой собственностью и сохранения её для определённой пользы или благотворительности и запрещения любого использования или реализации её за рамками этой конкретной цели.

Это определение соответствует бессрочности договорённостей в вакфе, т.е. это нетленная собственность, которая не подлежит присвоению. Поэтому вакф широко связан с землёй и зданиями. Однако есть вакф книг, сельскохозяйственной техники, скота, акций и наличных денег.

Идея вакфа так же стара, как человечество. Мусульманские правоведы утверждают, что первые вакфы в истории – это строительство Каабы в Мекке (в западной части Аравийского полуострова), так как Коран (Сура Аль Имран, аят 96) упоминает, что это первый молитвенный дом, в котором собирались люди для богослужения. Практически во всех обществах есть определённые выделенные земли и здания, которые используются для богослужения. Веками храмы, церкви и другие виды сооружений строятся и используются для религиозной практики.

Кроме того, Фараоны Египта жертвовали земли на нужды монахов и древних греков, и римляне практиковали полное посвящение своей недвижимости исключительно для библиотек и образования.

Сегодня идея вакфа известна и практикуется во всём мире. Она существует в Северной Америке в виде специальных фондов, в основном религиозных и благотворительных. Есть десятки тысяч фондов в одних только Соединённых Штатах.

Начало и виды вакфа. В истории Ислама первым религиозным вакфом является мечеть Куба в Медине, 400 км к северу от Мекки, которая была построена по прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 622 году. Она стоит сейчас на том же месте только уже в более крупных размерах. Шесть месяцев спустя примеру мечети Куба последовала мечеть Пророка (мир ему и благословение) в центре Медины. Мечети и недвижимости ограничиваются обеспечением, которое тратится на мечети. Техническое обслуживание и текущие расходы входят в категорию религиозных вакфов.

Благотворительный вакф является вторым видом вакфа. Она направлена на поддержку бедного сегмента общества и всех видов деятельности, которые представляют интерес для широких слоёв населения таких, как библиотеки, научные исследования, образование, медицинское обслуживание, уход за животными и окружающей средой, кредитование малого бизнеса, парков, дорог, мостов, плотин и т. д. Благотворительные вакфы начались с Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Один из сподвижников пожелал, чтобы его семь садов в Медине были отданы после его смерти Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

В четвёртом году по Хиджре (лунному календарю, который начинается с переселения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Медину в 622 году), этот человек умер, и Пророк (мир ему и благословение) взял сады и сделал их благотворительной вакфой в пользу бедным и нуждающимся. Эту практику также перенял сподвижник Пророка (мир ему и благословение) и его второй преемник Умар (да будет им Аллах), который спросил Пророка (мир ему и благословение), что делать с садом, который он получил в северном Аравийском полуострове в городе Хайбар. И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если хотите, вы можете содержать собственность как вакф и раздавать плоды как благотворительность». Многие другие благотворительные вакфы вступили в силу после смерти Пророка (мир ему и благословение) в 632 г. По Хиджре.

Третий вид вакфа начался вскоре после смерти Пророка (мир ему и благословение) во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) (635–645), его второго преемника. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) решил зафиксировать в письменной форме свой вакф в Хайбаре, он пригласил нескольких сподвижников Пророка (мир ему и благословение), чтобы засвидетельствовать этот документ.

Джабир (да будет доволен им Аллах), другой сподвижник, говорит, что когда эта новость обошла всех, то каждый владелец отдал недвижимость в вакф. Некоторые из них поставили условие, что плоды и доходы от их вакфа в первую очередь будут идти их детям и потомкам, и только излишки, если таковые имеются, следует отдавать бедным. Такой вакф называют потомственным или семейным вакфом. Поэтому, в отличие от фондов в Америке, которые ограничены религиозными или благотворительными целями, вакф в исламском обществе также может быть для своей семьи и потомков.

Право собственности на вакф с юридической точки зрения, владение собственностью вакфа не подлежит возврату человеку, который владел вакфом. Некоторые мусульманские юристы утверждают, что право собственности на вакф принадлежит Аллаху. Другие считают, что оно принадлежит бенефициарам, хотя их собственность не является полной в том смысле, что они не имеют права распоряжаться имуществом или использовать его таким образом, чтобы это отличалось от того, что было выдвинуто основателем вакфа. В этом отношении вакф отличается от основного принципа управления фондов, которые, как правило, можно продать как собственность. Это означает, что бессрочное владение сильнее выражается в вакфе, нежели в фондах.

Типы вакфов

Как особый вид благотворительности вакф имеет свои особенности

I. Бессрочность

Это означает, что собственность, часто недвижимость, отданная как вакф, остаётся вакфом навсегда. Ликвидация такой разновидности вакфа, как недвижимость, является трудным и длительным процессом. Эту недвижимость необходимо обменять на другое имущество эквивалентной стоимости с одобрения местного суда. По окончании таких операций новая недвижимость сразу становится вакфом для тех же целей и остаётся для бенефициаров прежней. Следовательно, теоретически бессрочное владение подразумевает, что свойства вакфа не должны уменьшаться.

Учредители вакфа и суды принимали дополнительные меры предосторожности в документировании и сохранении дела вакфа. Может показаться удивительным, что в судах многих городов и посёлков хранятся подробные записи о свойствах вакфа ещё 15 и 16 веков. Многие из этих записей сохранились, и историки из Стамбула, Каира, Фесы, Дамаска, Иерусалима, Исфахана и других городов исследуют их.

II. Постоянство в соглашении основателя вакфа Так как вакф является добровольным актом благотворительности, он должен быть выполнен на условиях, которые определены основателем, если они не противоречат или не нарушают законы Шариата. Это означает, что доходы от вакфа должны использоваться исключительно для целей, предусмотренных его основателем, и это не может быть изменено управлением или административным судом до тех пор, пока задача совместима с Шариатом с одной стороны, и в то же время быть выполнимой – с другой стороны. Если цель вакфа становится невозможной, доходы этого вакфа должны быть потрачены на подобные цели, а если нет, то они переходят к бедным и нуждающимся. Создание вакфа требует определённых условий.

Наиболее важными среди них являются следующие:

1. Имущество должно быть недвижимостью или вещью, которая представляет собой какую-нибудь ценность. В мусульманском обществе распространены вакуфные земли, здания, верблюды, коровы, овцы, книги, ювелирные изделия, мечи и другое оружие, сельскохозяйственные орудия и т. д.

2. Собственность должна быть предоставлена на постоянной основе. Некоторые юристы утверждают временный вакф, который возможен только в случае семейного вакфа.

3. Основатель вакфа должен с юридической точки зрения соответствовать и быть в состоянии выполнять подобные операции, то есть ребёнок, сумасшедший или человек, который не является собственником имущества, не может сделать вакф.

4. Целью вакфа должна, в конечном счёте, быть благотворительность и с точки зрения Шариата и с точки зрения учредителя. Следовательно, вакф в пользу богатых сам по себе недопустим, потому что это не благотворительность.

5. И, наконец, бенефициары должны быть живыми и законнорожденными. Вакф мёртвым не допускается.