О значимости торговли в Исламе

Приобретение жизненных благ дозволенным путём – это хорошее деяние, за которое человек получает большое вознаграждение. Великий учёный-богослов и имам аль-Газали (да будет свята его душа), разъясняя достоинство зарабатывания на жизнь, в своём известном произведении «Ихья ‘улюм ад-дин» (Возрождение религиозных наук) пишет: «Что касается слов Всевышнего в Коране:

وَجَعَلْنَا النَّهَارَ مَعَاشاً (النبأ، 11)

Смысл: «И сделали Мы день временем добывания средств для жизни» (Сура «Ан-Набаъ», аят 11), то Он напоминает об этом как о большой милости. Всевышний Аллах говорит:

وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَايِشَ قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ (الأعراف، 10)

Смысл: «И устроили Мы вам там средства жизни – мало вы благодарны за это!» (Сура «Аль-А‘раф», аят 10). То есть, твой Господь – Бог сделал мир благом и повелевает тебе выражать благодарность. Всевышний Аллах говорит:

فَانْتَشِرُوا فِي الأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ (الجمعة، 10)

Смысл: «То расходитесь по земле и ищите милости Аллаха» (Сура «Аль-Джуму‘а», аят 10)». Все эти аяты указывают на то, что зарабатывание средств существования дозволенным путем – очень хорошее качество, и что возможность для этого является большим благом от Всевышнего Аллаха.

Что касается хадисов, то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У человека есть и такие грехи, которые искупаются только заботой заработать на пропитание» (Ат-Табарани, Абу Нуайм). «Кто зарабатывает разрешённое (халал) религией, достаточное для того, чтобы прокормить семью и оказать помощь соседу, чтобы не было нужды просить у людей, тот встретит Аллаха с лицом, сияющим как полная луна».

Досточтимый шейх Сайфуллах-кади (да будет доволен им Аллах) в своих письмах относительно стремления заработать достаток пишет: «О, мой сын! Я призываю тебя стараться быть в числе тех, кто зарабатывает для себя и для пропитания своих домочадцев только дозволенными (халал) религией способами. Это является великой милостью, даруемой Всевышним Аллахом Его избранным рабам (хавасс)».

Истинное воздержание от мирского (зухд) не является полным отказом от мирского. Зухд – это очищение сердца от мирского. Известно, что сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) занимались торговлей, путешествуя по суше и по морю, и возделывали свои пальмовые рощи. Тем из них, у кого не было имущества, доставшегося им по наследству, приходилось зарабатывать на жизнь, занимаясь торговлей или другой дозволенной деятельностью. Также великие приближённые к Аллаху Его рабы (авлия) старались заработать средства торговлей, занятием земледелием и ремеслами, чтобы сподобиться сладости в общении с Всевышним, а не с какой-то иной целью. Всевышний говорит:

رِجَالٌ لاَّ تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ (النور، 37)

Смысл: «Это такие люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха…» (Сура «Ан-Нур», аят 37). Он описывает их как мужчин, потому что они зарабатывают на жизнь своим трудом и оставшееся отдают нуждающимся. Поэтому с них необходимо брать пример.

Человек не должен полностью отказываться от мирских благ и не владеть ничем. Это потому, что он в таком случае обязательно будет нуждаться, выпрашивать у людей, – либо молча, своим бедственным положением, либо словом. В благородном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Достоинство уверовавшего в Аллаха заключается в его материальной независимости от людей, а его благородство – в проведении ночи в молитвах». Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Хузайфа аль-Ямани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Лучший из вас тот, кто не отринул этот мир ради того света и не пренебрёг жизнью будущей ради земного мира».

Как-то раз сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) стали ему расхваливать некоего человека, говоря о его усердии в поклонении Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А кто кормит и поит его, даёт корм его животному и помогает в нужде?» Те ответили: «Мы, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» Он сказал им: «Вы лучше его».

Рассказывают, что пророк ‘Иса (Иисус) (мир ему) увидел некоего человека и спросил его: «Чем ты занимаешься?» Тот ответил: «Поклоняюсь Всевышнему Богу». Пророк (мир ему) спросил: «А кто кормит тебя?» Человек ответил: «Мой брат». Пророк ‘Иса, мир ему, молвил: «Твой брат больше поклоняется Всевышнему Богу, чем ты».

Абу Сулейман ад-Дарани, да будет доволен им Аллах, говорил: «Суть дела не в том, чтобы ты усердствовал в поклонении Богу  и кормил тебя другой, а в том, чтобы ты принёс заработанную лепёшку домой и молился, закрывшись и не обращая внимания на стук в двери, не в пример тому, кто, не имея в доме ничего из пищи, начинает молиться и ожидает от каждого стучащегося в его дверь лепёшки».

Суфий ‘Абдуллах ибн Мубарак, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Сбережение человеком своего достатка для того, чтобы не впасть в позор выпрашивания у людей, не выводит его из состояния воздержания от мирского (зухда)».

Мудрец Лукман аль-Хаким, да смилуется над ним Аллах, о котором упоминается и в Священном Коране, говорил сыну: «О, мой сын! Мне приходилось носить камни и железо, но самым тяжелым я нашёл долг перед людьми… Я испробовал все горести жизни и не нашёл ничего более горшего для себя, чем необходимость обращаться со своей нуждой к людям».

Суфий Суфйан ас-Саври, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Вам нужно заниматься ремёслами и торговлей. Вы будете в чести у ваших братьев по вере, пока не нуждаетесь в них».

Самое лучшее из пищи человека – это то, что приобретено собственным трудом, перенося тяготы и лишения. В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Человек не ел ничего лучше того, что заработано своим честным трудом». Дозволенная торговля также входит в эту категорию.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:

وَأَحَلَّ اللّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا (البقرة، 275)

Смысл: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество (риба)» (Сура «Аль-Бакара», аят 275).

В хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) также говорится: «Рынки – накрытые столы Всевышнего Аллаха, и тому, кто придёт туда, достанется доля». «Самое разрешённое религией, что ест человек, – это заработанное его трудом и торговлей, в которой соблюдены все условия». В другом хадисе сказано:

اَلتَّاجِرُ الصَّدُوقُ يُحْشَرُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَعَ الصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ (الترمذي والحاكم وابن ماجه)

 

«Справедливый торговец в Судный день будет воскрешён вместе с сиддикунами (следующими после пророков по достоинству людьми) и павшими за веру шахидами» (имам Ат-Тирмизи, Хаким). «Справедливый торговец в Судный день будет находиться в тени ‘Арша» (хафиз ад-Дайлами, Исфахани). «Справедливому торговцу не воспрепятствуют войти через любые врата Рая». Ещё другой хадис гласит:

عَلَيْكُمْ بِالتِّجَارَةِ فَإِنَّ فِيهَا تِسْعَةُ أَعْشَارِ الرِّزْقِ (إبراهم الحربى، سعيد بن منصور)

«Занимайтесь торговлей, поистине, в ней заключены девять десятых пропитания, удела» (Ибрахим, аль-Харби, Саид бин Мансур).

Однако следует отметить, что нельзя быть полностью поглощённым погоней за мирским богатством. Досточтимый шейх Хасан-афанди (да будет свята его душа! в книге «Талхис аль-ма‘ариф» пишет: «Оберегайся целиком предаваться накоплению преходящих мирских благ и наслаждению его соблазнами! Бери от мира только крайне необходимое – то, чего хватит для тебя и для тех, кого ты должен обеспечить, – твоей жены и близких. Погружение в накопление мирских благ и увлечение его прелестями препятствуют освещению твоей души (нафс) лучами божественного света, подобно тому, как облака не дают проникнуть солнечному свету.

Бренный мир не что иное, как твоя тень: если ты желаешь взяться за неё, то не сможешь, а если отвернёшься от неё, то она последует против своей воли за тобой. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что Всевышний Аллах в священном хадисе (хадис аль-кудси) говорит: «Эй, земной мир! Ты служи тому, кто служит Мне, а того, кто будет служить тебе, используй как слугу!»