Мурабаха – особая форма продажи

 

1. Мурабаха — это определённый вид продажи, при котором продавец ясно указывает сумму понесённых затрат для приобретения продаваемого им товара и продаёт его другому лицу, делая определённую наценку.

2. Наценка в мурабаха может быть установлена на основе общего соглашения, что может быть выражено как в абсолютном выражении, так и в форме определённого коэффициента, добавляемого к понесённым затратам.

3. Все расходы, понесённые продавцом для приобретения товара, такие как расходы на погрузку, таможенные пошлины и т. п., должны быть включены в общую сумму затрат, на которую должна осуществляться наценка. Однако постоянные расходы бизнеса, такие как выплата заработанной платы сотрудникам, аренда офиса и т. п., не могут включаться в цену отдельной операции. По сути, прибыль, получаемая сверх затрат, служит цели покрытия этих расходов.

4. Мурабаха является действительной только в случае, когда точные затраты на приобретение товара могут быть установлены. Если точные затраты не могут быть установлены, товар не может быть продан на основе контракта мурабаха. В этом случае товар должен быть продан на основе контракта мусавама, то есть без какого бы то ни было упоминания о затратах и прибыли в форме коэффициента/абсолютной наценки. Цена товара в этих случаях должна определяться на основе общего соглашения.

 

Пример 1.

Лицо А купило пару обуви за 100 рупий. Оно хочет продать их с 10-процентной наценкой. Точные затраты известны. Продажа мурабаха действительна.

Пример 2.

Лицо А купило готовый костюм и пару обуви в результате одной сделки за единовременный платеж в размере 500 рупий. Лицо может продать костюм вместе с обувью по мурабаха. Но продать обувь отдельно по мурабаха оно не может, так как затраты непосредственно на обувь неизвестны. Если лицо хочет продать обувь отдельно, то ему будет необходимо это сделать без разъяснения понесённых затрат и размера наценки.

 

Мурабаха как модель финансирования

По своей сути мурабаха — это вид продажи, а не форма финансирования. Идеальные модели финансирования по шариату — это мудараба и мушарака, о которых было рассказано в первом разделе. Однако с точки зрения текущей экономической ситуации существуют определённые практические трудности использования инструментов мудараба и мушарака в некоторых областях финансирования. В этом вопросе есть два основных момента, требующих полного понимания.

 

1. Никогда нельзя забывать о том, что мурабаха не является формой финансирования. Это лишь средство для того, чтобы избежать ростовщичества, но не идеальный инструмент для воплощения в жизнь реальных экономических целей с точки зрения ислама. Следовательно, этот инструмент должен использоваться лишь как переходный этап на пути к исламизации экономики, его использование должно быть ограничено только теми случаями, когда мудараба и мушарака не могут применяться.

2. Вторым важны моментом является понимание того, что операция мурабаха не может воплощаться посредством простой замены слов «ссудный процент», «прибыль», «наценка». Мурабаха как модель финансирования была дозволена шариатскими учёными лишь с соблюдением определённых условий. До тех пор, пока эти условия не будут полностью соблюдены, мурабаха не может быть дозволена. Соблюдение необходимых условий позволяет четко разграничить понятия «процентный долг» и «операция мурабаха». Если же эти условия игнорируются, операция становится недействительной с точки зрения шариата.

 

Основные характеристики финансирования по принципу мурабаха

1. Мурабаха не является долгом, даваемым под процент. Это продажа товара с отсрочкой платежа, цена которой включает согласованную прибыль и понесённые продавцом затраты.

2. Будучи продажей, а не долгом, мурабаха должна отвечать всем условиям, которые необходимы для действительной продажи, особенно тем, которые были упомянуты в предыдущем разделе.

3. Мурабаха не может использоваться как модель финансирования, за исключением тех случаев, когда клиент нуждается в средствах для покупки каких-либо товаров. Например, если он нуждается в средствах для покупки хлопка в качестве сырьевого материала для своей текстильной фабрики, банк может продать ему хлопок на основе мурабаха. Если же средства требуются для каких-либо других целей, например, для оплаты товаров, которые уже были куплены им, счетов за электричество или других коммунальных расходов, оплаты жалованья персоналу, мурабаха не может быть использована, так как она требует реальной продажи какого-либо товара и не является формой предоставления долга.

4. Финансист должен иметь право собственности на товар до того, как он продаст его клиенту.

5. Товар должен находиться во владении финансиста, физическом или косвенном, в том смысле, что связанный с владением риск должен лежать на финансисте, хоть и недолго.

6. Лучшим путем для мурабаха, в соответствии с шариатом, является самостоятельная покупка товара финансистом и владение им или покупка товара посредством третьего лица, назначенного в качестве агента, до того, как он продаст его покупателю. Однако в исключительных случаях прямая покупка у поставщика по некоторым причинам неприменима, в этом случае так же допустимо сделать покупателя собственным агентом для покупки товара.

В этом случае клиент покупает товар от имени финансиста и получает товар во владение в этом качестве. После этого он покупает товар у финансиста с отсрочкой платежа. В первом случае его владение товаром происходит в качестве агента финансиста. В этом качестве он является лишь доверенным лицом, а право собственности принадлежит финансисту; риск, связанный с товаром, также ложится на него как логическое следствие права собственности. Но в момент покупки товара клиентом со стороны финансиста право собственности, также как и риск, передаются клиенту.

7.  Как было упомянуто ранее, продажа не может иметь место до тех пор, пока товар не находится во владении продавца, но продавец может дать обещание продать товар, которым он ещё не обладает. Аналогичное правило действует и в отношении мурабаха.

 

8. В свете вышеупомянутых принципов финансист может использовать мурабаха как модель финансирования с условием соблюдения следующих процедур.

Во-первых, клиент и институт подписывают окончательное соглашение, согласно которому институт обещает продать, а клиент обещает купить определенные товары в установленное время, с согласованным размером прибыли,  добавленным к затратам. Это соглашение может определять срок, до наступления которого товары должны быть предоставлены.

Во-вторых, когда клиент делает запрос на опредеённый товар, а институт назначает клиента в качестве собственного агента для его покупки, между сторонами подписывается соглашение об агентских отношениях.

В-третьих, клиент покупает товар от имени института и владеет им в качестве агента данного института.

В-четвёртых, клиент информирует институт, что он купил товар от его имени, и в это же время делает предложение о покупке товара у института.

В-пятых, институт принимает предложение клиента и продаёт его клиенту, в результате чего право собственности и риски, связанные с товаром, переходят к клиенту.

Все пять этапов обязательны для действительности сделки мурабаха. Если институт покупает товар напрямую у поставщика (что предпочтительно), тогда не существует необходимости подписывать агентское соглашение. В этом случае отпадает необходимость во втором этапе, уже на третьем этапе институт самостоятельно покупает товар у поставщика, а четвертый этап ограничивается предложением со стороны клиента.

Наиболее значимой составляющей данной операции является то, что риски, связанные с товаром, лежат на институте в течение периода между третьим и пятым этапом. Это единственное качество, которое отличает мурабаха от ссудно-процентой операции. Следовательно, оно должно соблюдаться надлежащим образом и любой ценой, в противном случае операция мурабаха становится недействительной с точки зрения шариата.

 

1. Также для действительности мурабаха необходимо условие, что товар покупается у третьей стороны. Покупка товара у клиента по соглашению «обратного выкупа» не дозволена в шариате, потому что мурабаха, основанная на соглашении обратного выкупа, является ссудно-процентной операцией.

2. Упомянутая выше процедура финансирования по принципу мурабаха является сложной транзакцией, в рамках которой стороны выступают в различных качествах на различных этапах ее осуществления:

а) на первой стадии институт и клиент дают друг другу взаимные обещания продать и купить соответственно определенный товар в будущем. Это не является настоящей продажей. Это только лишь обещание для осуществления мурабаха в будущем. Следовательно, отношения на этой стадии между институтом и клиентом ― это лишь отношения обещающего и того, кому дают обещание;

б) на второй стадии отношения между сторонами ― это отношения между принципалом и агентом;

в) на третьей стадии отношения между институтом и поставщиком являются отношениями покупателя и продавца;

г) на четвёртой и пятой стадиях между институтом и клиентом наступают отношения продавца и покупателя; с того момента, как договор с условием отсрочки платежа считается заключённым, их отношения рассматриваются как отношения между кредитором и должником. 

Все эти роли должны приниматься во внимание, все связанные с ними следствия должны находить воплощение в ходе операций, осуществляемых на различных этапах общей транзакции. Эти роли никогда не должны смешиваться.

3. В случае просрочки платежа покупателем цена не может быть увеличена. Если же это все-таки произошло, то в соответствии с соглашением выплаты определенной суммы на благотворительные цели, что было упомянуто в пункте 7 правил бай' му'аджаль, покупатель обязан выплатить эту сумму. Но полученные таким образом средства не должны стать частью дохода продавца/финансиста. Последний обязан потратить её на благотворительные цели от имени покупателя, что было в подробностях разъяснено выше.

 

Мухаммад Таки Усмани