Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 7

 

В данной статье мы завершаем публикацию статей о мусульманском гении экономической, исторической, политической и социальной мысли – Абу Зейде Абдуррахмане ибн Мухаммаде ибн Халдуне аль-Хадрами аль-Ашбили. В предыдущих частях мы предприняли попытку описать вклад этого великого учёного, опередившего века, в развитие исламской экономики. В данной части мы поговорим о некоторых дальнейших попытках развития исламской экономической мысли.

После Ибн Халдуна вклад в развитие исламской экономики внесли несколько отдельных учёных, таких как аль-Макризи (ум. 845H/1442AD ), Аль-Даввани (ум. 906H/1501AD) и Шах Валиуллах (ум. 1176H/1762AD). Эти вклады были ограничены конкретными областями и не стали ступенями дальнейшего развития модели социально-экономической и политической динамики Ибн Халдуна. В результате, исламская экономика не выросла в самостоятельную научную дисциплину в соответствии с исламской парадигмой, вместе с теоретическими основами и методами, установленными Ибн Халдуном. Она продолжила свое существование в качестве неотъемлемой части исламской философии.

Аль-Макризи

Ибн Халдун уже определил причинно-следственную связь между плохим правительством и высокими ценами на зерно, указывая, что в более поздней фазе империи, когда государственное управление становится коррумпированным и некомпетентным и использует чрезмерное налогообложение, фермеры теряют мотивацию и воздерживаются от возделывания земли.

Производство зерна и его запасы перестанут соответствовать росту населения из-за его процветания. Отсутствие запасов приведёт к дефициту поставок, оборачивается голодом и эскалацией цен.

Аль-Макризи (ум. 845H/1442AD) был мухтасибом (контролёром рынка) с глубоким знанием экономических условий своего времени, был откровенным критиком черкесов или бурджи мамлюков (правящая династия Египта с 784-922H/1382-1517AD). Он применил метод исследования Ибн Халдуна своем труде Игаса аль-умма би кашф аль-гумма (помощь сообществу путем выявления причин её бедствия), чтобы установить причины экономических кризисов Египта между 806-8H/1403-6AD гг.

Он утверждал, что в черкесский период политическое управление было слабым и коррумпированным. Назначения на государственные должности были основаны на взяточничестве, а не способности. Чиновники обеспечивали взяточничество через чрезмерное налогообложение. От этого серьёзно пострадали труд и производство. Кризис был усилен падением валюты из-за избытка медных фулус, или необеспеченных денег, выпущенных для компенсации государственного дефицита бюджета. Все эти факторы, наряду с голодом, привели к высокой инфляции, отчаянию бедных и обнищанию страны.

Аль-Макризи продемонстрировал социально-политические факторы существующего «системного кризиса» в виде таких факторов, как коррупция, неэффективная политика правительства и слабая администрация.

Вместе эти факторы усугубили голод, который в противном случае можно было бы эффективно сдержать без негативного воздействия на людей. Это, безусловно, явилось предтечей теории справедливости Сена (1981), которая возлагает ответственность за страдания бедных во время голода и других стихийных бедствий на бесхозяйственность незаконных правительств. Мейер  считает, что то, что аль-Макризи писал о черкесских мамлюках было также справедливым в отношении позднего периода Османской империи.

Шах Валиуллах ад-Дихляви

Шах Валиуллах ад-Дихляви (1176H/1762 н.э.), более известный только как Шах Валиуллах, родился за четыре года до кончины императора Великих Моголов, Аурангзеба в 1118H/1707AD.

За правлением Аурангзеба, охватившим период в 49 лет, последовала политическая нестабильность из-за 10 различных правителей, сменивших друг друга во время  пятидесятидевятилетней жизни Шаха Валиуллаха. Это привело к упадку Империи Великих Моголов.

Шах Валиуллах рассмотрел развитие общества через различные этапы, или Иртифакат. Начиналось оно с исходной формы социальной жизни и продолжилось развитием государства, установлением закона, порядка и справедливости, и, наконец, заканчивалось последней стадией Халифата, который пытался обеспечить духовное, а также материальное благосостояние своего народа.

В то время как он считает политическую власть неотъемлемой компонентой благосостояния, он также считает, что она должна иметь черты Халифата (периода праведных халифов). Это важно, если она призвана служить источником благосостояния, а не бремени и распада. Он применяет свой метод в различных трудах о состоянии дел в во времена своего жизненного периода.

По его словам такие факторы, как роскошный образ жизни правителей, изнурительные военные походы, коррупция и некомпетентность государственной службы, патронизация непроизводительных придворных являются причинами наложения непосильных налогов на крестьян, торговцев и ремесленников, составляющих основные производительные силы населения.

Это приводит людей к потере интереса к своей работе, снижению объемов производства, сокращению государственных финансовых ресурсов и обнищанию страны. Таким образом, Ибн Халдун и другие мусульманские ученые, такие как аль-Макризи и Шах Валиуллах – собрали воедино моральные, политические, социальные и экономические факторы для объяснения экономических явлений своей эпохи, сопровождающихся развитием или угасанием обществ, в которых они жили.

Ссылки по теме:

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 2

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 3

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 4

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 5

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 6