Исламский социализм: миф или реальность? (Часть 2)

Что же такое эта «экономика», почему она так много значит в нашей жизни и почему она может и должна быть нацелена на нас с вами?

Скажите, как её зовут…

Слово «экономика» произошло из греческого языка, буквально означает «правила ведения домашнего хозяйства» – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. То есть поначалу всё укладывалось в семейный процесс: кто из членов семьи способен работать, тот участвует в производстве товаров и выполняет услуги, а употребляют и пользуются ими все члены семьи вместе. Затем люди стали применять это слово на уровне общества, которым управляет государство.

В данном случае под словом «экономика» подразумевается не словарное значение, то есть сбережения или богатство, а имеется в виду термин, означающий ведение дел, которые касаются богатства, либо путём их увеличения и нахождения, что рассматривается экономической наукой, либо путём метода их распределения, что рассматривается экономической системой.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике – отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов, это сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.

Исламские учёные об экономике

Ни для кого уже не секрет, что Ислам посредством своих экономических систем правильно решает экономические проблемы жизни. В этой связи важным является определить, что такое исламская экономика, ведь как корабль назовёте, так он и поплывёт. Однако на сегодняшний день важно уяснить, что исламская экономика – это не ведение учёта в мечетях, а концепция, учение, модель ведения дел. Впервые термин «исламская экономика» появился в книге «Исламская экономика» мусульманского учёного из Индии Сайида Маназира Ахсана Гилани в далёком 1947 году. Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей Исламу. Однако лишь через 15 лет после издания «Исламской экономики» в мире начали возникать первые исламские финансовые институты – банки. Сам же термин «исламская экономика» утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х годов.

С тех пор в экономической литературе, в том числе издаваемой в немусульманских странах, делаются попытки придать этому понятию некую строгую форму, помочь влиться в понятийный аппарат, но по сей день так и не было предложено единого общепринятого и внятного определения понятия «исламская экономика». При этом нужно не просто обрисовать термин, важно именно придать соответствующие характеристики, позволяющие дать чёткие представления о том, чем исламская экономика отличается от экономики капиталистической или социалистической. Раскрытие понятия «исламская экономика» должно стать результатом совместной работы учёных-богословов и учёных-экономистов.

Что касается современных источников, то, обращаясь к ряду исследований на эту тему, мы видим различные толкования понятия «исламская экономика». В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умара Чапры, исламская экономика – это отрасль знания, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями – без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без морального разложения общества. Понятие исламской экономики или исламской модели развития подразумевает два момента:

1) эта модель может быть реализована только в условиях исламского правления;

2) она должна включать принципы исламской экономической традиции.

Однако уже доказано, что исламская экономика раздвигает пределы экономического знания в его традиционном понимании, поэтому ограничивать такую экономику только исламскими принципами жизни считаю не совсем целесообразным, это подтверждается и тем, что сегодня ведущие мировые державы обращаются к исламскому банкингу, исламскому страхованию – такафул, применяют при заключении сделок именно исламскую линейку продуктов.

Приведём и другие мнения учёных, среди которых исламская экономика характеризуется как экономическая политика, основанная на Коране и Сунне (Сайф ад-дин Тадж ад-дин); как общественная наука, которая изучает экономические проблемы людей сквозь призму исламских ценностей (М. А. Маннан); как ответ мусульманских мыслителей на экономические вызовы их времени (М. Н. Сиддики); как модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе (С. Н. X. Накви); как учение о поведении мусульманина, который управляет ресурсами, представляющими собой доверительную собственность Аллаха, в целях достижения благоденствия (М. Ариф); как знание и применение запретов и предписаний Шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами (Хасан аз-Заман) и др.

Каждое из вышеприведённых понятий по-своему отражает сущность, заложенную Творцом в регулирование хозяйственных процессов как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне больших государств. Но самое главное в исламской экономике – это подлинная её социальная ориентированность – то, к чему стремятся сегодня все страны, но чего так трудно добиться, используя современные экономические подходы.

К чему «измы»?!

Давайте вернёмся к прошлой статье, где мы говорили об общественно-экономических формациях: капитализме и социализме. Капитализм отметается Исламом полностью, поскольку эксплуатация труда, бесконечное наращивание капиталов, безудержное расширение рыночных границ, рост риба и рисковых сделок противоречат всем канонам Шариата. Что же касается социализма, то тут стоит обратиться к значению слова «социум», что означает «общество», стало быть, социализм – это строй, нацеленный на интересы общества, государства. «Исламский социализм» резко отличается от подлинных социалистических принципов. И поскольку мы говорим об экономике, то развить её вполне можно и должно, используя при этом законы Шариата, просто следуя его запретам и дозволениям, тем самым можно повысить темпы и уровень роста благосостояния государства и индивида, проживающего на его территории.

Позволю себе небольшое политическое отступление. Ливийский конфликт и последовавшая за ним смерть лидера Джамахирии Муаммара Каддафи, на мой взгляд, в первую очередь обнажили именно экономические аспекты жизни ливийцев, которые оказались на порядок выше, чем во многих развитых и развивающихся странах. «Партнёры, а не наёмники» – именно такая цель ставилась Каддафи при построении всех экономических отношений в стране.

По мнению ливийского лидера, все несчастья современного мира проистекают из того, что в основе экономической организации общества лежит принцип наёмного труда, когда человек по сути лишён возможности зарабатывать на себя. Наоборот, работник превращает свой труд в стоимость, которую соглашается оплатить его работодатель. Далее всё просто: наёмный рабочий выполняет возложенные на него функции, определяя стоимость затраченного труда, а зачастую просто соглашаясь на то, что ему предложили, а работодатель посредством труда своих подчинённых формирует прибавочную стоимость, которая являлась краеугольным камнем теории К. Маркса. «Прибавочная стоимость есть разница между стоимостью, создаваемой трудом наёмного рабочего, и стоимостью его рабочей силы. Капиталист получает её тогда, когда созданные трудом наёмных рабочих товары будут реализованы и сумма денег, полученная от их продажи, превысит его затраты на производство этих товаров. Таким образом, капиталист получит свой доход после завершения кругооборота капитала. Доход капиталиста выступает как разница между продажной ценой товара и суммой капитала, затраченного на его производство, как порождение капитала», – писал классик мировой экономической мысли.

Ни в коем случае не беру на себя роль критика великого экономиста и его «Капитала», который в годы минувшего кризиса снова вышел на первые строчки продаж. Суть в другом – любые хозяйственные, финансовые, коммерческие, налоговые, международные и прочие экономические отношения должны строиться на заранее определённых условиях и принципах, которые позволят заработать согласно вложенному труду и участию, а в случае потерь – быть готовыми разделить убытки, так велит Ислам.

Так что быть исламскому социализму или нет – вопрос, думаю, второстепенный, важнее определить, для чего и во имя кого существует, работает, богатеет и развивается человек.