Взаимоотношения кредитора и должника в Исламе

 

Наверное, в жизни каждого человека был случай, когда мы натыкались на такую ситуацию: человек, давший в долг, говорил: «Да он же мне денег должен; я его попрошу, он не посмеет мне отказать». Однако если бы автор этих слов знал глубину и греховность подобного желания, он бы предпочёл сам выполнить и свою просьбу, и просьбу того, к кому обращался.

Определений ростовщичества в современной экономической терминологии очень много, однако самым объемлющим будет следующее: всякая выгода независимо от её формы и размера, полученная от долга, является рибой (ростовщичеством). Казалось бы, что страшного в том, что тебе сделает скидку твой брат по вере, однако эта скидка имеет грязные намерения, ведь предоставляющий её торговец вынужден дать её из-за долга, который он имеет перед «предприимчивым» покупателем. Если твой брат по вере обратился к тебе с просьбой предоставить ему деньги на некоторое время, нельзя иметь целью что-либо иное, кроме получения награды от Всевышнего. Да что может быть слаще этого «подарка»!

В хадисе сказано: «Одолжить мусульманину два раза равносильно отдать деньги один раз насовсем». Также Пророк (мир ему и благословение) говорил, что вознаграждение за предоставленное в долг имущество или деньги больше, чем за садака. Мудрость этого утверждения состоит в том, что, когда мы даём в долг, тем самым стимулируем человека к труду, к работе, к усилиям, которые он должен будет предпринимать для того, чтобы успеть к сроку всё вернуть. Когда мы дарим, мы рождаем в голове одариваемого некий иждивенческий аспект, если, конечно, речь не идёт о сиротах, инвалидах и им подобной категории людей.

Но с развитием человечества развиваются и новые ухищрённые методы, которые якобы позволяют мусульманам давать в долг и, не получая ничего сверху, быть более чем довольными. Есть категория людей, которые, прежде чем дать человеку в долг, оценивают его дальнейшую полезность в бизнесе или жизненных ситуациях. Некоторые и вовсе просят вернуть долг товаром, который будет хорошего качества и как бы немного будет превышать величину долга, или просят отдать товар с существенной скидкой.

Некоторые, предоставляя помощь своему брату, просят отвезти его товар по какому-то адресу или доставить чей-то товар к дающему в долг. Также распространена сделка, при которой долг берётся рублями, а отдаётся золотом, серебром или транспортом, но заранее оговаривается размер «добровольной прибыли», которую выплатит заёмщик. Причём эта прибыль потом будет требоваться займодавцем. Данная ситуация недопустима.

Эволюция подобных «прибыльных» форм предоставления в долг, к великому сожалению, растёт. Если раньше всё ограничивалось взаимоотношениями, связанными с барашками, коровами и золотыми слитками, то теперь это всё декларируется при помощи таких финансовых инструментов, как акции, облигации, долговые расписки, векселя и иные элементы экономической системы. Однако наш Пророк (мир ему и благословение) в очередной рад поражает своей всеобъемлющей мудростью. Ведь в хадисе сказано: «Всякая польза от отдачи в долг является запретной». Следуя этому правилу, можно без особого труда понять, по какому пути идут участники денежного рынка.

Однако следует отметить и тот факт, что добровольное и независимое ни от каких факторов желание взявшего в долг вернуть сверху какую-либо часть является восхваляемым делом. Отблагодарить того, кто сделал вам добро, желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом». И если вам вместе с долгом должник по доброй воле возвращает чуть больше или ещё дарит подарок, то примите его, дав возможность брату по вере исполнить сунну нашего Пророка (мир ему и благословение).

Удивление вызывают люди, которые, взяв в долг, начинают скрываться, имея при этом возможность вернуть долг. Если вдуматься, то получается, что взамен на добрый поступок брата в ваш адрес вы возвращаете ему беспокойство, печаль и переживания. Это притеснение не простит Всевышний, пока не простит тот, кого притеснили.

Для тех, которые себе позволяют подобное поведение, хотелось бы рассказать небольшую историю. Однажды наш Пророк (мир ему и благословение) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханаллах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой случай будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «За долги». То есть когда человек берёт в долг и не возвращает. Какое же страшное наказание ждёт тех людей, которые берут в долг и потом не отдают? Ведь грех притеснения – это один из немногих, наказание за который начинается уже на этом свете.

Один из сподвижников, Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах), взял в долг некоторую сумму денег у одного иудея. У него не было ничего кроме одежды, которую он носил. Иудей настойчиво требовал возвращения долга. Пророк (мир ему и благословение) в то время был занят подготовкой похода на Хайбар. Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) просил отсрочки у иудея, но тот отказал и привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) сказал, что не имеет ничего кроме одежды, которая на нём, и надеется расплатиться, когда ему что-то достанется после похода. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что долг необходимо выплатить и отговоркам не может быть места. Тогда Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) снял часть своей одежды, продал её и вернул долг. А сам завернулся в материю своей чалмы.

Из истории видно, насколько серьёзно относились сподвижники и Пророк (мир ему и благословение) к долгам, насколько они боялись быть притеснителями, как искренне признавали религию Всевышнего и не преступали Его законы.

Дай Аллах всем нам следовать истине независимо от того, на чьей она стороне, какие последствия от этого будут, а также какой бы горькой она ни была для этого мира!