Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 4

Мы продолжаем публиковать статьи о мусульманском гении экономической, исторической, политической и социальной мысли, опередившего века – Абу Зейде  Абдуррахмане ибн Мухаммад ибн Халдун аль-Хадрами аль-Ашбили.

Сегодня мы поговорим о роли таких переменных, как «богатство» (W) и «развитие» (g).

Богатство (W) и развитие (g) имеют важное значение для благосостояния общества, от них зависит его слабость или сила. Но как их правильно использовать?

Ибн Халдун даёт категорический ответ, говоря, что они не зависят от звёзд на небесах или золотых и серебряных рудников. На самом деле, они зависят от экономической деятельности, размера и разделения труда, масштаба рынка, стимулов и средств, предоставляемых государством, и от инструментов, которые, в свою очередь, зависят от сбережений или излишков, оставшихся после удовлетворения потребностей людей.

Он считал, что чем больше деятельность, тем выше доход. Больший доход способствует  бόльшим  сбережениям и бόльшим инвестициям в инструменты, что, в свою очередь, приведёт к большему развитию (g) и богатству (W).

Далее он подчеркивает роль инвестиций, заявляя, что «богатство не растёт, когда накапливается и хранится в сейфах. Оно растет и расширяется, когда расходуется на благосостояние людей, на обеспечение их прав, а также на устранение их трудностей».

Это делает «народ состоятельным, укрепляет государство, обеспечивает процветание поколений и поднимает престиж государства».

Он также сказал, что факторы, которые служат катализаторами, это низкие налоговые ставки, безопасность жизни и имущества, здоровая физическая атмосфера, вдоволь дополненные необходимыми жизненными удобствами.

Затем он подчеркнул, что процветание зависит от разделения труда и специализации. Чем выше специализация, тем больше рост благосостояния, и что разделение труда не может быть материализовано без хорошо регулируемых рынков, которые облегчают выполнение потребностей людей.

Что касается роста доходов и богатства, он сказал, что это способствует увеличению налоговых поступлений и позволяет правительству тратить больше средств на благосостояние людей. Это приводит к расширению экономических возможностей, более высокому уровню развития, которое стимулирует естественный прирост населения и миграцию квалифицированного и неквалифицированного труда и учёных людей из других мест.

Это ещё больше укрепляет человеческий и интеллектуальный капитал в обществе. Что касается роста населения, он высказал мнение, что он усиливает спрос на товары и услуги  и тем самым поощряет промышленность (аль-сана-и), повышает доходы, способствует науке и образованию и ускоряет развитие.

Продолжая ту же мысль, он сказал, что с ростом развития и производства изначально цены стремятся к снижению. Если спрос продолжает расти и предложение неспособно ему соответствовать, возникает т дефицит, что приводит к увеличению цен на товары и услуги.

Что касается цен на предметы первой необходимости, он сказал, что они имеют тенденцию расти быстрее, чем роскошь. Цены в городских районах растут быстрее, чем в сельской местности. Растет стоимость труда и так же налога. Это приводит к дальнейшему увеличению цен, что создает трудности и оказывает  обратное  воздействие  на население. Процветание и цивилизация переживают упадок, сопровождающийся ростом.

Что касается роста народонаселения и развития, Ибн Халдун сказал, что это приводит к процветанию, загрязнению окружающей физической среды и в конечном итоге к распространению эпидемии и увеличению случаев смерти.

Рост и процветание также порождают роскошь. Что касается роскоши, он сказал, что вначале она может сопровождаться ростом спроса и заработка, и, следовательно, более высокими темпами роста и укреплением государства, но в конечном итоге, это приводит к развращению нравов и ослаблению моральных  ограничений  на расходы. Умеренность проигрывает экстравагантности. Люди становятся склонными тратить свою энергию на накопление товаров роскоши. Когда становится невозможным получить их законными средствами, легкой альтернативой становится коррупция. Ибн Халдун далее говорит, что хорошие качества и творческие силы, которые ведут к солидарности и процветанию, ослабевают, и результат развития не распределяется справедливо. Это вредит мотивации работы и творчества и приводит к упадку процветания.

Согласно Ибн Халдуну, снижение доходов ведёт к снижению налоговых поступлений, покрытие расходов государства становится недостаточным.

Государство стремится ввести более высокие налоги и пытается получить чрезвычайный контроль над всеми источниками власти и богатства. Мотивация работать и зарабатывать среди фермеров и торговцев, которые отчисляют крупнейшие налоги, сильно снижается. Он говорит, что снижаются доходы, то  же происходит и с налоговыми поступлениями.

Далее он заявляет, что государство последовательно становится неспособным расходовать на развитие и благосостояние. Развитие снижается, рецессия усиливается, силы распада ускоряются и ведут к концу правящей династии.

Ринат Габбасо

Читайте также:

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 2

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 3