Альберто Бруньони: «Лучшее для мусульман – это соединение поклонения и честного труда»

14 апреля в Москве в рамках работы 3-го круглого стола Всемирного исламского экономического форума (ВИЭФ) состоялся семинар доктора Альберта Брюньони (Италия), ведущего в Европе специалиста по исламской экономике и исламскому банкингу.

Семинар проходил на английском языке. Предлагаем вашему вниманию русскую версию встречи.

А. Б.: Ассаламу алейкум всем! Прежде всего прошу прощения за то, что совсем не говорю по-русски. Я говорю по-арабски и по-английски. Но сегодня нам легче будет понимать друг друга на английском языке.

Я мусульманин. Но не по рождению. По рождению я католик, как и все итальянцы. Я получал религиозное образование в католической церкви. В это время я очень увлёкся арабским языком. Начал изучать арабский язык в Швейцарии, а затем перебрался в Тунис и Сирию, чтобы продолжать обучение арабскому. Так состоялось моё вхождение в исламский мир. На тот момент я оказался на Востоке отнюдь не по причине ислама, а по причине моего интереса к арабскому языку. Альхамдулилиях, именно язык открыл мне мир исламской философии.

Для всех вас родным языком является русский или иные языки. Но если вы мусульмане, то и арабский язык для вас также важен. По многим причинам.

Наиболее важная причина – это наличие хадиса Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который гласит, что арабский язык – это язык Рая. Так что если все мы стремимся к Раю, то нужно учить арабский язык.

Вторая причина – это язык Священного Корана и тафсиров. Во всяком случае, это достаточно веские причины, чтобы прилагать усилия для изучения арабского языка. Мы с вами не родились арабами, мы все происходим из разных культур, и нам надо прикладывать усилия, чтобы понимать священные тексты нашей религии. Ведь есть ещё один хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится, что тот, кто говорит по-арабски, тот из нас.

Третья причина – знание языка расширяет горизонты. Если вы изучаете язык, то вы общаетесь с людьми. Я принял Ислам после того, как начал много читать, говорить с людьми, больше узнавать о культуре и, конечно, узнал о религии. В вашей стране, как и в моей, есть люди, которые помогают вам удовлетворять интерес к знаниям, но вы можете расширить свои горизонты, общаясь на арабском языке с людьми по социальным сетям в разных странах. Сегодня нет необходимости ездить туда.

Я стал мусульманином, и передо мной возникло множество вопросов. Так, в 80-х гг. я начал работать в традиционном банке, в одном из самых крупных и успешных, и всё шло хорошо. Но я стал задумываться об исламских принципах экономики. Одновременно я продолжал своё изучение ислама, и чем больше я узнавал, тем больше понимал, что декретные банки, которые, как вам известно, основаны на проценте и других вещах, которые являются харамом для нас, не являются решением моих проблем.

Конечно, в то время не было выбора. Исламские банки тогда просто не существовали, а человеку, как вы знаете, нужно ежедневно работать и зарабатывать «хлеб насущный» для поддержания себя и своей семьи. Но к 1986–1987 гг. я стал задумываться о том, как совместить свои накопленные убеждения, знания и опыт. Тогда в Европе прошла первая транзакция на принципах мурабаха.

А затем насупили 1990-е годы, и всё вокруг стало развиваться стремительно. Там и тут стали появляться элементы исламского банкинга в странах Персидского залива, США, Великобритании. Вот тогда я и решил расстаться с моим работодателем. Я начал собственное дело и рекомендую это делать всем, у кого появляется такая возможность. Быть мусульманином означает не только знать арабский язык, но и работать самому, быть самостоятельным хозяйствующим субъектом. Таковым был и наш Пророк (мир ему и благословение), он был вакилем Хадиджи, работал сам. Во всяком случае, это второй важный принцип жизни, который я осознал, будучи мусульманином: каждый должен работать сам. В этом есть своя исламская составляющая: мы живём в очень трудном мире, сложном для понимания, с большим количеством проблем, поэтому работать на себя самого, вверив себя в руки Всевышнего, является лучшим решением всех проблем. И, слава Богу, на этом пути у меня стало всё понемногу складываться. Конечно, не обошлось без падений и взлётов, но в целом всё шло хорошо. Да и ничего в жизни не бывает ровно, если человек идёт своим путём; падения и подъёмы – это нормальное явление. И вот на сегодня в Европе моя фирма является ведущей в области консультирования бизнеса по проблемам исламской экономики и финансирования исламских экономических проектов. Мы многое делаем в Персидском заливе и надеемся поработать и в России. Я считаю, что Россия –очень перспективная страна с точки зрения развития исламского банкинга. Как вы знаете, в Исламе есть ибадат, которого все мы придерживаемся. Но также есть и муамалат – способ заработать хлеб насущный. И это не менее важно. Это тоже часть ибадата. Поклоняться Всевышнему человек может не только посредством молитвы, поста, не только совершая зикр, но также работая. И это едва ли не лучший способ поклонения, потому что он занимает всё ваше время и мысли. Арабский язык открыл мне двери в мир Ислама, а моя работа стала моим служением. Нет сомнения, что каждый день, занимаясь исламскими финансами, вы продвигаетесь в религиозном познании и служении. Как это происходит: каждый день вам приходится решать множество проблем, связанных с тем, как вести себя в том или ином случае. Это открывает вам вашу религию с разных сторон, о которых вы не догадывались. Есть очень красивый хадис Пророка (мир ему и благословение), который отвечает на вопрос о лучшем виде джихада. Мы ведь все его знаем, не так ли?

Из аудитории: Это борьба с собой.

А. Б.: Прекрасный ответ. Правильный ответ. Но есть ещё один ответ, который чуть ближе к нашей теме. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что лучшее для вас – встать рано утром, пойти на работу и выполнять её, преодолевая трудности, а затем вернуться к семье с плодами своего труда. Порассуждаем на эту тему: все мы привыкли думать, что наша ежедневная жизнь – не труд, но если Пророк (мир ему и благословение) назвал это высшей степенью джихада, то тут скрывается тайна, не так ли? А суть в том, чтобы, вставая рано утром, человек приступал к своей работе с мыслью, как ему заработать себе на жизнь честно, не нарушая заповедей Всевышнего и согласно принципам шариата. В нашем сложном мире, как и во времена Пророка (мир ему и благословение), это было и остаётся невероятно трудной задачей для человека. Вот почему это высшая форма джихада. Живя и работая, получая доход честно, не преступая рамок дозволенного, мы становимся ближе ко Всевышнему. А теперь я готов ответить на ваши вопросы.

Из аудитории: Сколько мусульман в Италии? И как они участвуют в развитии исламских финансов?

А. Б.: В Италии два миллиона мусульман. Но это мигранты, хотя у многих из них два паспорта – итальянский и паспорт своей страны. Что касается этнических итальянцев, то узнать о том, сколько среди них мусульман, едва ли возможно. Дело в том, что во время переписи населения у нас не задают вопрос о вероисповедании. По некоторым оценкам около 50 тысяч итальянцев приняли Ислам. В нашей стране глубокая и блестящая традиция изучения Ислама. Есть блестящие имена. А потому сегодня немало людей, которые работают над проблемами исламских финансов, продвигают повестку дня. Пишутся книги, проводятся исследования по исламской экономике.

Из аудитории: Что такое исламская экономика?

А. Б.: Мы сегодня обсуждаем исламские финансы. Но мы должны понимать, что исламские финансы и исламская экономика – это не одно и то же. По сути дела, это две совершенно разные вещи. По исламской экономике написано множество книг, и принципы этой экономики хорошо освещены в Коране и хадисах. Если вы хотите начать заниматься финансами, то вы прежде всего должны начать изучать исламскую экономику. Это этика отношения к окружающей среде, это этика взаимоотношений между партнёрами, между работодателем и работником, социальные отношения, деловые отношения. Исламские финансы – суккук и всякие такие странные названия... Забудьте об этом. Это не то, что называется исламскими финансами. Понятие «исламские финансы» восходит, альхамдуллиях, ко временам Пророка (мир ему и благословение) и основывалось не на этих формах, а на структурах. Вы должны изучить эти структуры или виды контрактов. Их всего несколько: мурабаха, мудараба, мушарака, иджара, салам и др. Это даст вам возможность понять ценности, потому что исламская экономика – это ценностно-ориентированная экономика.И уже одно это физически займёт у вас немало времени. Есть замечательная книга пакистанского муфтия Такьюсмани, который является, кстати, членом Конституционного суда, он написал книгу на английском языке, очень ясном и понятном – «Введение в исламские финансы». И он там не говорит о суккуке, например, а говорит о контрактах. Во-первых, он раскрывает смысл того, почему процент запретен. Она даёт ясные и чёткие причины такого запрета. Потом он рассматривает подробно смысл контрактов типа мурабаха, мушарака и других. Это небольшая книжка, около 90 страниц. Но она очень важная. После того, как наступило понимание, что такое ценности этих структур, можно задумываться над тем, что такое финансы.

Исламское финансирование – это то, как вы хотите применить эту систему ценностей, организованную в предписанные виды контрактов, в условиях современного мира.

Суккук, таким образом, это не традиционный вид банковских операций. Это способ, который применяется для ведения дела на основе коранических принципов и традиционных контрактов. То есть это способ применения договора мудараба в капиталистической системе.

И последнее – среда. Есть налоговая среда, правовая среда, есть регуляторы, есть налоговая среда. Вы должны научиться применять исламские модели к этой среде. Ни одна из стран – ни Италия, ни Россия, ни весь остальной мир – не основана на принципах шариата. Но это не должно быть препятствием. И это часть джихада. Это не только хороший способ зарабатывать деньги, но ещё и распространение Ислама. Если вы применяете исламские инструменты в неисламской среде, вы по определению способствуете распространению Ислама.

Ислам распространялся исторически не войной, а торговлей, деловыми отношениями. Это правильный подход, когда вы соединяете ибадат и муамалат.

Смотрите также

http://www.youtube.com/user/aglaganov?feature=mhum#p/u