Введение в исламскую экономику

Некоторые предварительные замечания

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению исламских способов финансирования, необходимо объяснить некоторые идеи относительно основных принципов, которые управляют всей экономической системой с точки зрения исламского образа жизни.

Вера в Божественное Руководство

Основная идея, вокруг которой строятся все исламские понятия, заключается в том, что вся Вселенная создана и управляется Аллахом и только им Одним. Он создал человека и назначил его своим наместником на земле, чтобы достигались определённые цели через повиновение Его командам. Эти команды не ограничены определёнными способами поклонения или так называемыми религиозными ритуалами. Напротив, они охватывают существенную область многих аспектов нашей жизни. Эти команды являются не настолько непомерными, чтобы ограничивать деятельность человека в рамках узкого предела, не оставляя места для его интеллекта, но они и не так незначительны или неоднозначны, чтобы оставлять различные сферы жизни во власти человеческого восприятия и вожделения. Вместо этих двух крайностей в Исламе существует сбалансированный подход для управления человеческой жизнью. С одной стороны, этот подход даёт человеку возможность действовать, опираясь на свой разум, принимать решения исходя из личных соображений, оценки фактов и понимания целесообразности. С другой стороны, Ислам подчинил деятельность человека ряду принципов, которые имеют вечное применение и не могут быть нарушены из-за кажущейся целесообразности, основанной на человеческой оценке.

Этот подход основывается на том, что, несмотря на свои выдающиеся возможности, интеллект человека всё же не обладает безграничной силой для определения истины. В конце концов, возможности человеческого разума имеют границы, за пределами которых он не может работать должным образом или же будет попадать в многочисленные ошибки. Существуют многочисленные сферы человеческой жизни, в которых разум часто путают с желаниями, где нездоровые инстинкты человека под видом разумных доводов ведут человечество к неправильным и разрушительным действиям. Все теории прошлого, которые считаются сегодня ошибочными, в своё время казались весьма целесообразными, и только по прошествии столетий их ошибочность и нелепость были выявлены.

Сфера деятельности, предназначенная человеческому разуму его Создателем, ограничена. Есть области, в которых человеческий разум не может дать должного руководства, так как он склонен к ошибкам. Именно для них Всемогущий Аллах, Создатель Вселенной, ниспослал Откровения – руководства Своим пророкам. На основе этого твёрдым убеждением каждого мусульманина является необходимость всестороннего следования предписаниям, которые были даны посредством Божественных Откровений через последнего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Эти предписания не могут нарушаться или игнорироваться на основании чьих-либо рационалистических доводов или желаний. Поэтому вся человеческая деятельность должна быть построена в соответствии с этими предписаниями и не должна выходить за обозначенные границы. В отличие от других религий, Ислам не ограничивается только моральными наставлениями, описанием различных ритуалов или способов поклонения. Ислам имеет руководство в каждой сфере человеческой жизни, включая и социально-экономические аспекты. Повиновение Аллаху со стороны верующих требуется не только в обрядах поклонения, но и в их экономической деятельности, даже если это будет стоить им отказа от очевидной выгоды, потому что эта очевидная выгода может идти вразрез с интересами общества.

Основные различия между капиталистической и исламской экономиками        

Ислам не отрицает рыночных отношений и рыночной экономики. Даже желание получить прибыль является приемлемым, но до разумной степени. Частная собственность не отрицается полностью. Однако основное различие между капиталистической и исламской экономиками заключается в том, что в светском капитализме желание получить прибыль и частная собственность имеют неограниченное влияние на принятие экономических решений. Их свобода не регулируется никакими священными предписаниями. Если и существуют какие-либо ограничения, то они наложены людьми и всегда могут стать предметом изменения посредством демократического законотворчества, которое никак не принимает в расчёт Божественную власть.

Подобный подход сделал возможным существование множества практик, которые наносят вред обществу. Ростовщичество, азартные игры, спекуляция приводят к тому, что богатство концентрируется в руках небольшого круга людей. Посредством безнравственных и вредных для людей продуктов эксплуатируются низменные человеческие желания только для того, чтобы кто-то зарабатывал на этом деньги. Необузданное получение прибыли приводит к возникновению монополий, которые парализуют рыночные отношения или, по крайней мере, препятствуют их естественному развитию. Таким образом, капиталистическая экономика, которая утверждает, что основана на рыночных отношениях, фактически нарушает естественный процесс взаимодействия спроса и предложения, так как рыночные отношения могут действовать должным образом только при наличии свободной конкуренции, а не в условиях монополии. Светский капитализм оправдывает экономические действия, даже если они идут вразрез с интересами общества, но выгодны для определённых влиятельных кругов, которые могут воздействовать на процесс. Так как любая власть вне демократического закона полностью отрицается, а вера в Бога (фраза, написанная на лицевой стороне купюры каждого американского доллара) была фактически изъята из социально-экономической сферы, то за Божественным Руководством не признаётся никакого права на управление экономической деятельностью.

Обуздать вред, происходящий в результате подобного положения дел, не представляется возможным, если человечество не подчинится Божественной власти и её предписаниям, приняв их как абсолютную истину, которой необходимо следовать при любых обстоятельствах. Это как раз то, что предполагается Исламом. Допуская частную собственность, стремление к получению прибыли и рыночные отношения, Ислам всё же накладывает определённые ограничения на экономическую деятельность. Эти ограничения, налагаемые Всемогущим Аллахом, знаниям Которого нет предела, не могут быть отменены никакой человеческой властью. Запрет на риба (ростовщичество), азартные игры, стяжательство, спекуляцию, участие в деятельности с незаконными товарами и услугами являются примерами этих Божественных ограничений. Эти запреты, взятые вместе, поддерживают баланс, всеобщую справедливость и равенство возможностей.

Мурад Алискеров

По материалам книги "An Introduction to Islamic Finance",  муфтий Мухаммад Таки Усмани