Управление персоналом в свете Ислама (Часть II)

С каждого надо спрашивать то, что он может дать
А. Сент-Экзюпери

Продолжение. Начало здесь

Итак, мы определили, что справедливая плата за труд не может быть ниже «минимальной», ну или того же МРОТ. Конечно, желательно, чтобы ее размер приближался к идеальному, и, таким образом, неравенство в доходах было минимальным и устраняло разрыв между условиями труда и благосостоянием работодателей и работников, поскольку в этом разрыве усматривается реальная угроза для возникновения классовых различий, способных ослабить узы братства, которые являются характерной чертой мусульманского общества.

Показатель, на который реальная заработная плата превышает минимальную, определяется взаимодействием спроса и предложения, уровнем развития экономических и моральных качеств мусульманского общества, законным участием государства в регулировании этого вопроса. То есть это гибкая величина, которая должна пересматриваться работодателем исходя из реально сложившихся условий в стране и в мире.

Помимо выплаты минимальной или, что предпочтительнее, идеальной заработной платы, ислам требует, чтобы работников не заставляли трудиться сверх сил и в тяжелых условиях так, что это подрывало бы их здоровье и способность пользоваться доходом, или шло в ущерб их семейной жизни. Если работникам поручают выполнить непосильную для них задачу,  им следует предоставить помощь, достаточную для того, чтобы они справились с этой работой без серьезного напряжения.

Говоря о заработной плате, мне хочется поднять и такую важную тему: к сожалению, работник не всегда знает о том окладе, который ему полагается, и порой даже стесняется спросить о его размере у начальства, опасаясь не всегда последовательной и адекватной реакции. Тем не менее, одним из условий найма является определенность оплаты путем показания или описания, устраняющей неизвестность. Потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-либо из вас нанял работника, пусть известит его о размере оплаты». Наём может быть оплачен деньгами, а также товарами или пользами (пользой, приносимой работнику). Всё, что может быть стоимостью, равно является ли оно вещью или пользой, может быть эквивалентом найма, с условием, однако, что стоимость должна быть оговорена,   определена заранее, ибо неопределенная стоимость не может быть эквивалентом.

Следовательно, оплата должна быть известной, чтобы можно было получить оплату без всяких конфликтов, так как основой всех договоров является устранение конфликтов и споров между людьми. Поэтому необходимо согласовывать оплату до начала работы, и нежелательно пользоваться наемником до полного согласования оплаты. После заключения договора о найме на работу рабочий имеет право требовать оплату согласно договору, но наниматель не обязан оплачивать его труд до выполнения работы. Оплату необходимо выплачивать сразу после выполнения работы.

Но если в договоре есть условие о задержке оплаты, то необходимо уплатить её до установленного срока или в рассрочку по дням, или месяцам, в соответствии с договоренностью.

При найме рабочего договор основывается на пользе труда, совершаемом им. Оплата назначается в соответствии с пользой. А сам труд не может быть ни критерием оплаты, ни критерием пользы, ибо иначе оплата труда каменотеса превышала бы оплату  труда инженера, потому что первый прилагает больше усилий, чем второй, хотя в реальности наоборот (?). Следовательно, оплата осуществляется в зависимости от приносимой  пользы, от качества выполненной работы, а не от физических усилий, затраченных на труд. И также может различаться в одной работе в зависимости от качества пользы, а не из-за усилия. В обоих положениях договор заключен на пользу наемного работника, а не на его усилие.

Суть заключается в пользе, независимо от того, является ли польза работников разнообразной, проводимой в различных формах, или разнообразной в одной работе, абсолютно не учитывая прилагаемой усилие. Да, польза от работ – это плод усилия, равно в различных работах или в одной работе разных людей. Однако здесь подразумевается польза, а не просто приложение усилий, даже если наблюдается в ней усилие. Когда работодатель нанимает работника для строительства дома, ему необходимо оценить наём по времени или работе. Если оценивается по работе, то польза выявляется при определении местности, высоты, ширины, длины  строительных материалов, сооружения, и т.д.. Если оценивается по времени, то польза обычно будет возрастать при длительности времени и уменьшаться при её краткости. Поэтому описание работы и упоминание времени являются критерием для пользы. В случае если оценка была по времени, то работник не работает больше своей обычной силы и поэтому нельзя требовать от него необычных физических затрат.

Если внимательно изучить Коран, Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то мы увидим, что необходимость оптимального режима работы, создание соответствующих условий труда, меры с целью предупреждения травматизма на производстве – все это находится в полном соответствии с духом исламского учения. Именно такое отношение ожидается от работодателя к работникам.

Но ислам, отстаивая справедливость, защищает и работодателя и накладывает на работника определенные моральные обязательства. Первое из этих обязательств – выполнять свою работу добросовестно и старательно, с максимальным уровнем отдачи.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Аллах сделал благодеяние обязательным для вас» (Имам Муслим). «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» (Хафиз аль-Байхаки).

Вне всякого сомнения, что социальная и экономическая справедливость, на которой настаивает ислам, требует эффективного выполнения работником его функций.

В другом случае Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Невольнику, который должным образом поклоняется своему Господу и исполняет свои обязанности перед своим хозяином, проявляя по отношению к нему покорность и искренность, (уготована) двойная награда» (имам аль-Бухари).

Вторая обязанность работника – быть честным и правдивым. Коран называет лучшим работником сильного и честного человека, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Если мы кому-то дали работу и предоставили средства к существованию, а он претендует на что-то сверх этого,  то оно добыто нечестным путем» (имам Абу Давуд).

Таким образом, ислам накладывает множество обязательств на работодателя, но и от работника требуется тщательное и добросовестное выполнение работы, а также честность и надежность.

Смысл этого – в обеспечении справедливых экономических отношений между работодателем и работником. Только такое гармоничное регулирование взаимной ответственности на основе сотрудничества и добросовестного выполнения своих обязательств в духе братства, справедливости и главенства моральных ценностей может дать надежду на искоренение конфликтов и трений в отношениях работодатель подчиненный и воцарение мира на производстве.

Ислам подчеркивает необходимость справедливого распределения и содержит в себе систему перераспределения доходов и богатств, чтобы гарантировать каждому надлежащий уровень жизни, соответствующий достоинству человека, которым его наделяет ислам.

Если мусульманское общество не способно гарантировать соответствие этому стандарту, то оно не достойно называться таким, как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Тот, кто наедается досыта, когда его близкий сосед голодает – не настоящий мусульманин» (имам аль-Бухари).

Говоря о перераспределении богатства,  надо отметить и тот факт, что Ислам допускает некоторое неравенство в доходах, так как люди неодинаковы по своему характеру, способностям и по-разному служат обществу. Таким образом, принцип справедливого распределения, существующий в исламском обществе, благодаря институту закята гарантирует определенный уровень жизни всем членам общества, однако допускает разницу в доходах, поскольку она отражает разницу в ценности вклада людей в общество, а значит, каждый получает доход в соответствии с тем, насколько ценен для общества его вклад.

Отдельно хочется затронуть тему общественной работы, добровольчества, волонтёрства, которое набирает силу в последнее время. И это радует, выходит, что не настолько мы зависимы от мирского, что готовы ещё делиться даже простой улыбкой с теми, кто нуждается. Наверно богословы меня поддержат, работа во имя и ради Аллаха, со светлой целью и верой в хорошее, – это будущее человечества. Мы, к счастью, не растеряли умение делать добро просто так, потому что хочется. Мы будем укреплять свой иман и, иншааллах, станем успешными в долгой дороге к довольству Аллаха. Да поможет нам Аллах быть ответственными работниками и справедливыми работодателями. Амин.

Айша Ахмедова

(По материалам http://www.islamvevrazii.ru)

Читайте начало: Управление персоналом в свете Ислама (Часть I)