Управление персоналом в свете Ислама (Часть I)

"С каждого надо спрашивать то, что он может дать"
А. Сент-Экзюпери

Может, то, что я скажу далее, вызовет неоднозначную реакцию, но, тем не менее, такая тенденция прослеживается. Сегодня мы все чаще разделяем исламскую и светскую работу, то есть  место работы, сфера деятельности и т.д. Приходя на светскую работу, мы четко соблюдаем все требования и правила, мы чинно ведем себя с руководством, мы страшимся их недовольства, стараемся (в идеале) выполнять все свои функциональные обязанности вовремя и качественно. В противовес такой работе, на исламской трудовой стезе мы все же позволяем себе некоторые вольности. Почему-то у нас осознанно или невольно возникают мысли, что, коли работа связана с Исламом, то можно представить это неким собесом и трудиться, стало быть, не обязательно.

Не исключены и обратные ситуации, когда работа, связанная с Исламом, вменяется в обязанность без соответствующего материального вознаграждения.  Работодатель в сфере исламского бизнеса не должен требовать лишь исполнения работы, важно помнить и о том, что работа, в какой бы сфере она не осуществлялась, должна быть оплачена должным образом.

Как-то в одной телевизионной программе я услышала мнение руководителя рекрутингового агентства, который, говоря о дресс-коде, высказал мнение, что, если принимают на работу девушку в хиджабе, то она априори будет ответственной, трудолюбивой. А есть такие, которые считают, что, если её голова покрыта платком, то, следовательно, обездвижены и мыслительные процессы. Эти две крайности являются, на мой взгляд,  следствием изначально неверного отношения к работе как у претендующих на неё, так и у тех, кто нанимает. Есть определенные правила обращения за работой и найма, которые должны соблюдаться, и они, надо признаться, чаще всего не идут вразрез с требованиями Шариата.

Поиск работы

Если вы ищете работу, то пошаговая инструкция проста и известна каждому. Мы обращаемся к родственникам, знакомым, друзьям и таким образом расставляем ловушки для потенциального работодателя. Ещё один возможный вариант – это когда мы самостоятельно ведем поиск работы: ищем на сайтах, рассылаем резюме, стучимся в каждую дверь и  с дрожащими руками проходим собеседования. Мы предпринимаем все возможные попытки к тому, чтобы найти работу, но вот ведь вопрос, знаем ли мы, что именно нам нужно, и сможем ли мы дать тому или иному работодателю именно то, что нужно ему? Мы уже писали о том, что выполняемая работа должна приносить пользу не только самому работнику, но и всему обществу, включая его семью. А потому, устраиваясь на работу, нам необходимо четко осознавать, что идем не просто зарабатывать деньги, но и стать полезными членами общества. Работодатель же, в свою очередь, берет на себя ответственность за предоставление человеку не просто рабочего места,  но и возможности внести свой посильный вклад в общее дело.

Выходит, работу мы искать должны, используя при этом все дозволенные и законные методы, проявляя смекалку и демонстрируя все свои способности. Есть известный принцип «половинок», так вот это напрямую относится и к работодателю с работником. Совпадение по всем параметрам, конечно, как земля Эльдорадо, но надежда все таки есть. Работая на исламской и светской работе, я столкнулась с колоссальной разницей во многом. Главное и определяющее различие – это отношение к выполнению работы со стороны руководства и подчиненного. Постараюсь объяснить этот момент. Ислам предполагает практическое воплощение концепции братства и равенства всех членов общества перед Всевышним, однако это не должно проявляться только в джамаат-намазе или в дни Священных праздников мусульман. Ислам требует от нас следования этому правилу всегда и везде, во всех своих взаимоотношениях между людьми. Справедливость занимает  главенствующее положение в исламской экономической модели, когда каждый получает в зависимости от своего вклада в общество,  и при этом отсутствует эксплуатация человека человеком. К сожалению, сегодня все чаще справедливое отношение со стороны  начальства к работнику и наоборот воспринимается как некое послабление.

Начальник и подчинённый

Это предостережение против несправедливости и эксплуатации направлено на защиту прав всех членов общества (потребителей, производителей, торговцев, рабочих и работодателей) и обеспечение всеобщего благополучия, что является одной из конечных целей Ислама.

В этом свете особое значение приобретают отношения работодателя и работника, которые ислам регулирует, устанавливает нормы их поведения по отношению друг к другу с целью обеспечить справедливость в трудовых отношениях.

Работник имеет право на «справедливое» вознаграждение за свой вклад в производство, и, с точки зрения Ислама, эксплуатация работодателем своего работника является противозаконной. Тут хочется отметить и недопустимость этого в традиционном Трудовом кодексе.

Пророк объявил, что: «В День воскресения Я буду противником троим: человеку, пообещавшему Моим именем, а затем поступившему вероломно, и человеку, продавшему в рабство свободного и проевшему полученные за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения работы сполна, но не заплатившему ему» (имам аль-Бухари).

Несправедливость руководителя

Вероятно, тут могут возникнуть трудности в определении справедливости именно в числовом выражении. Определим, что такое «справедливое» вознаграждение и что представляет собой «эксплуатация» в свете учения Корана и Сунны.

Ислам не признает вклад в производство, сделанный за счет каких-либо других факторов производства, кроме труда, и, таким образом, в Исламе теория эксплуатации труда не имеет отношения к теории прибавочной стоимости, предложенной Марксом. Теоретически можно было бы предположить, что «справедливое» вознаграждение должно быть равно стоимости вклада работника в производство. Однако ее размер сложно установить, и практически он не имел бы существенного значения при регулировании заработной платы. Тем не менее, есть ряд хадисов, из которых можно сделать вывод о качественном уровне «минимального» и «идеального» вознаграждения.

Пророк Мухаммад сказал: «Работник (мужчина или женщина), по крайней мере, имеет право нормально питаться и одеваться и не быть обремененным трудом свыше того, что он (или она) может вынести» (имам Малик). Из этого хадиса явно следует, что «минимальная» зарплата должна позволить работнику приобретать доброкачественную пищу в разумном количестве и одежду для себя и своей семьи и при этом не надрываться от тяжкого труда. Сподвижники Пророка  считали это минимумом, необходимым для поддержания духовности мусульманского общества. И тут хочется привести аналогию с действующим сегодня минимальным размером оплаты труда (МРОТ) с одной лишь оговоркой, что во времена Пророка  отсутствовала инфляция, да и МРОТ не разнился в зависимости от региона.

Работа

Сообщается, что третий халиф, Усман (да будет доволен им Аллах), сказал: «Не обременяйте вашу работницу, зарабатывающую себе на жизнь, непосильным трудом, потому что она может прибегнуть к аморальным способам заработка; и не обременяйте непосильным трудом вашего подчиненного мужского пола, ибо, если вы это сделаете, он может прибегнуть к воровству. Заботьтесь о своих работниках, и Бог позаботится о вас. И вы обязаны обеспечить их хорошей и дозволенной пищей» (имам Малик).

Вывод о том, какой должна быть идеальная заработная плата, можно сделать из следующего хадиса: это должно быть вознаграждение, которое позволит работнику покупать себе пищу и одежду, которые может купить себе его работодатель. На мой взгляд, это идеальная формула успеха. Если работодатель в каждом своем работнике будет видеть самого себя, то думаю, вопросов относительно того, кому и сколько платить, не возникнет вообще!

Айша Ахмедова

(По материалам islamvevrazii.ru)

Читайте продолжение: Управление персоналом в свете Ислама (Часть II)