Ислам, рыночная экономика и закон (Часть I)

Закон в Исламе сравним с открытием. Так же, как учёный-физик считает, что законы физики существуют как абсолютность и «ждут», пока их откроют, а не придумают, так и мусульманин убеждён, что Шариат от Аллаха, и он должен изучать и применять законы Шариата, но никак не изобретать их.

Сегодня, когда деление на светских и соблюдающих каноны религии становится всё явнее, назревает, наверно, всё большая необходимость быть сведущими в реальной истории Ислама и знать содержание исламского права как для той, так и другой стороны. Мусульманам в целом необходимо не просто владеть основами политико-экономической теории, но и уметь применять их на практике.

Каким бы свободным ни был рынок, он нуждается прежде всего в законодательном регулировании. Коран при этом является главным регламентирующим «документом», в котором признаётся и производство и свободная торговля. При этом, не призывая к аскетизму, всё же диктует необходимость умеренности в вопросах потребления. То есть в Коране не просто одобряются определённые правила ведения бизнеса, они там установлены.

Исламское общество защищает собственность. Существовало всего несколько чётко продуманных и прописанных налогов, государственное вмешательство в экономику исключалось, за исключением тех ситуаций, когда требовалось разоблачить мошенничество, наказать за воровство или растрату, и самое главное – для недопущения распространения риба (взимание процентов). Отклонение от величайшего наследия учёных-алимов резко затормозило развитие исламской юриспруденции и склонило к ценностям, зачастую навязанных Западом. И что мы имеем сегодня, в частности в нашей стране? Вопросы собственности всё ещё не решены, земельные вопросы считаются едва ли самыми болезненными, налоговая система – одна из самых неустойчивых в мире. А череда прокатившихся и намечающихся мировых финансовых кризисов, по мнению некоторых экспертов, говорят сами за себя.

Те, кто утверждает, что Ислам – некая единственная экономическая или политическая система, опровергают себя неспособностью ясно сформулировать специфический характер такой системы. Никто не говорит, что исламская экономика – это панацея, надо просто попытаться внедрить хотя бы некоторые её положения, и тогда, думается мне, не придётся что-либо говорить: последствия будут налицо.

Шариат предполагает наличие обязательных этических составляющих, которым должна соответствовать любая исламская политическая или экономическая система. Фундаментальные морально-этические и нравственные принципы, изложенные в Коране, становятся рамками при функционировании исламских государств, при этом исламское право не должно интерпретироваться политиками или адаптироваться по принципу уместности и удобства. Важно уяснить одну истину: тот же самый Бог, который  ниспослал Коран, создал и все остальные законы: социальные, экономические, политические, гражданские, уголовные и прочие, по которым сегодня формируется и развивается любое государство. При возникновении, чаще всего по причине нашего непонимания, разногласий решаться они могут и должны путём мотивированного обсуждения и исследования, а не политического принуждения.

Есть в демократии важный положительный момент – она предполагает поиск целесообразного способа решения проблемы. Однако некоторые проблемы не подчиняются правилу целесообразности. Конечно, предпочтительнее дать возможность большинству выбрать своего лидера, а не воевать за возможность им стать. И нет такого большинства, которому было бы дозволено попирать права меньшей группы людей, даже если соотношение 100000 к 1. Разумеется, это не относится к вопросам, выходящим за рамки общекультурных и морально-этических норм.

Хотя в Исламе отводится огромная роль семье и обществу, в которых воспитывается и развивается человек, и требуется чёткое и честное выполнение своих обязательств перед ними, всё же в Коране первое место отводится самому человеку: там сказано, что изменить общество можно только посредством изменения самого себя. Ислам апеллирует к морали, а не к принуждению, которое категорически запрещено в Коране.

В Исламе, а не в Древней Греции, закон был выдвинут на первые позиции, то есть имел верховенство. В древнегреческом государстве правитель был выше закона, который являл собой свод правил, подчиняться которым должны были другие, но не верховные правители. Сегодня мы знаем и понимаем, что правовые нормы должны применяться ко всем одинаково, не исключая королей и парламентариев. Приведём в пример речь праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), которую он произнёс, когда его избрали на эту должность: «Это правда, что я был избран вашим амиром (правителем)... Если я прикажу сделать вам что-либо в соответствии с Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благослововение), повинуйтесь мне. Но если мои слова будут расходиться с ними, вы не должны слушать меня, вы должны меня исправить. Правда – это истина и справедливость, а ложь – это предательство».

Эти слова Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) чрезвычайно важны, ибо в них он показывает суть различий между древней системой управления и красотой принятия решений в соответствии с законом. Древняя форма закона – это когда человек просто отдаёт команды для других человеческих существ. После падения Советского Союза мы часто слышали словосочетания «командная экономика» и «правовая экономика». Сейчас многие утверждают, что в СССР действовала именно древняя система права и управления, когда правительство в буквальном смысле слова раздавало команды (директивы) для своих граждан. В правовой же экономике действует единый набор законов или правил, посредством которых регулируется процесс принятия решений, и люди работают не на основе команды, а основываясь на собственном свободном выборе в рамках закона. Именно на этом основана исламская система управления.

(По материалам Imad-ad-Dean Ahmad, Ph.D., Minaret of Freedom Institute, Bethesda, MD USA Islam, Market Economy and the Rule of Law // Second International Symposium on Liberalism in Ankara, Turkey, 18–19 May 1996)