Халяль в Испании

Интервью с директором испанского Института Халяль Марьям Исабель Ариас

Для мусульман всего мира Испания – особая страна. Именно на её территории расцвела блистательная андалусская цивилизация, вобравшая в себя европейскую, арабскую, греческую, финикийскую и многие другие культуры. Сегодня мы имеем возможность побеседовать с истинной андалусийкой и новообращённой мусульманкой Марьям Ариас.

Марьям Исабель Ромеро Ариас давно известна испанской умме своей активностью. Она руководила отдельными проектами в Исламской Федерации Испании (FERRI), была одним из членов Исламской комиссии (CIE), а в 1998 году совместно с единомышленниками основала Институт Халяль. Примечательно, что он находится в Кордове – в том самом городе, который в VIII веке стал центром мусульманской Испании. Сегодня Институт – некоммерческая организация, одно из связующих звеньев между мусульманами и испанским национальным правительством. Институт Халяль отвечает за стандартизацию и сертификацию продукции и услуг для мусульман, контролирует более ста сертифицированных компаний, в том числе поставляющих продукцию на экспорт.

– Госпожа Ариас, расскажите о себе, пожалуйста. Как получилось, что Вы приняли Ислам?

– Я родилась в католической семье и получила католическое воспитание. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я решила оставить родительский дом и начала поиски новой духовной жизни и другого социального устройства, более справедливого и сбалансированного, более уважительного по отношению к человеку по сравнению с тем социальным и культурным окружением, в котором я жила.

В 1994 году я начала общаться с первой испанской мусульманской общиной, основанной в семидесятых годах и состоящей в основном из неофитов, то есть испанцев, принявших Ислам. Эти люди исповедовали в юности другие религии, как и я. Благодаря общению с ними начался путь открытия моих собственных культурных корней, я осознала важность моей родины – Андалусии – в развитии мировой цивилизации, оценила весомость того вклада, который внесла мусульманская Испания в науку, устройство общества и религию.

В результате я почувствовала глубокую связь со своими андалусскими корнями и с великолепным учением моих братьев и сестёр из общины Дар-уль-Салам, возглавляемой в то время президентом Исламского Совета шейхом Мансуром Эскудеро

Абдуссаламом, да одарит его Аллах за усилия в пользу Ислама и за его доброту.

В начале этого века я произнесла шахаду, признавая, что «нет божества, которому следует поклоняться, кроме Всевышнего Аллаха, и что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – Его раб и посланник», – это был результат моего духовного роста. Таким образом, я стала частью большого сообщества, которое исповедует истинную религию Творца.

– Как Вы стали директором Института Халяль?

– Я давно интересовалась системой производства и сертификации халяльной продукции и могу сказать, что моя работа в Институте Халяль началась с создания его концепции и реализации проекта в 1998 году. Некоторое время я возглавляла департамент маркетинга и планирования, а с 2004 года и до сегодняшнего дня занимаю должность генерального директора.

– Точные цифры, вероятно, трудно назвать, и всё же: сколько мусульман в Испании?

– У нас проживает примерно два миллиона мусульман – это почти 4 % от общей численности населения страны.

 – Расскажите нам об истории индустрии халяль в Испании. Когда в магазинах впервые появилась продукция с маркировкой «halal»?

– Первые продукты халяль появились в розничной торговле в связи с растущей иммиграцией мусульман из Северной Африки, в частности из Марокко и Алжира, но особенно из первой страны, с начала 90-х годов. Отсутствие халяльных продуктов местного производства и свежего мяса, дозволенного в пищу мусульманам, привело к открытию малых скотобоен и мини-рынков, где можно было найти какие-то продукты халяль, импортируемые из Европы, преимущественно из Франции и Бельгии.

В то время некоторые скотобойни поставляли свою продукцию в отдельные магазины в крупных городах, таких как Мадрид и Барселона. Эти скотобойни удостоверяли дозволенность традиционными действиями: наличием забойщика-мусульманина и присутствием во время убоя имама или представителя какого-либо официального исламского сообщества, например Исламского культурного центра Мадрида, спонсируемого Саудовской Аравией.

С появлением Института Халяль постепенно была разработана система сертификации, и продукты, маркированные торговым знаком «гарантия халяль» Исламского Совета Испании (Garantia Halal de Junta Islamica), начали распространяться на основном рынке. Сегодня более чем 400 испанских продуктов халяль продаются внутри страны и экспортируются в разные государства.

– Как развивается халяль-индустрия в Испании? Какие отрасли наиболее хорошо представлены на потребительском рынке?

– Самые первые производители халяля – скотобойни различных видов, иначе и быть не могло. Соответственно, основная продукция халяль – мясо домашней птицы, баранина, говядина. В настоящее время наш Институт регулярно сертифицирует около пятидесяти скотобоен.

Несколько позже появились мясоперерабатывающие предприятия. Производили они в основном колбасы и гораздо меньше – мясные консервы.

С 2006 года самые разные компании производят широкий диапазон сертифицированных продуктов халяль: молочные продукты, полуфабрикаты, готовую еду (в т. ч. кафе, рестораны), пищевые добавки, косметические и лекарственные средства, консервированные продукты и т. д.

– Какая продукция экспортируется Испанией?

– Испания экспортирует различные халяль продукты – от свежих охлаждённых до прошедших предварительную обработку и обработанных продуктов. Главные рынки сбыта находятся в Европе, поскольку здесь проживает более 25 миллионов мусульман. Другие направления экспорта – средиземноморские и североафриканские страны; некоторые компании экспортируют свою продукцию в ближневосточные страны.

– Что импортируют испанские производители и поставщики продукции для мусульман?

– Испанский рынок халяль по-прежнему импортирует некоторые традиционные продукты из средиземноморских стран из-за привычек многих потребителей-мусульман к характерным специям и способам приготовления пищи. Испанские производители связаны с мировым рынком сырья халяль. Например, ввозятся различные добавки, желатины, соусы, сыры и др. Эти продукты импортируются по разным причинам: политика многочисленных коммерческих групп, высокие цены или отсутствие необходимых компонентов у испанских поставщиков.

– Расскажите подробнее об Институте Халяль.

– Институт Халяль был основан в 1998 году, но мы потратили более четырёх лет, чтобы разработать систему халяль-сертификации, которая отвечала бы всем юридическим и качественным требованиям, которые тогда существовали. Мы стремились учесть все аспекты, отражённые в Коране, Сунне и исламской традиции, по вопросам дозволенного и запретного.

Наши усилия были направлены на создание такой системы стандартов, которые соответствовали бы вызовам продовольственной технологии двадцать первого века. Для этого потребовалось изучить различные системы стандартизации и сертификации, существующие сегодня в мире. В основу наших стандартов положены стандарты Малайзии

и Индонезии, одобренные официальными исламскими организациями. Мы сделали комбинацию этих источников с другими видами стандартов, такими как экологические. Это, в свою очередь, поспособствовало развитию производства экопродуктов и позволило нам определить собственную модель стандартов, которые комбинируют научные разработки с религиозной этикой.

Мы нашли возможность зарегистрировать торговую марку гарантии качества халяль. Эта марка получила признание Исламского Совета в августе 2003 и стала единственной юридически признанной в Испании торговой маркой, гарантирующей халяль.

– Как происходит процедура сертификации в Вашем Институте?

– Компании, заинтересованные в получении нашего сертификата халяль, одобренного Исламским Советом, должны выполнить ряд требований, содержащихся в документе под названием «Инструкция для использования торговой марки Гарантии Халяль Исламского Совета», а также дополнительные требования, описанные в Руководстве к процедуре сертификации.

Компания предварительно знакомится с обоими документами, чтобы знать, как должна быть реализована система гарантии халяль в производственном процессе. В то же время производители получают от Института Халяль все необходимые советы и консультации, касающиеся индивидуальных вопросов стандартизации и сертификации халяль в различных отраслях промышленности.

Как только компания отвечает начальным требованиям, перечисленным в документации, она вносится в регистр Института Халяль. После чего группа специальных инспекторов-аудиторов, как правило, имеющих образование в области ветеринарии, химии или технологии пищевой промышленности, проводит ревизию производства на предмет соответствия стандартам халяль.

В ходе проверки инспекторы отслеживают медицинские и санитарные параметры сырья и его источников, проверяют поставщиков, инструктируют персонал и т. д. Кроме того, в случае необходимости образцы компонентов и конечных продуктов отправляются в специально аккредитованную лабораторию, чтобы провести анализ ДНК и подтвердить наличие либо отсутствие запрещённых элементов. Таким образом, мы можем дать ещё большую гарантию потребителям.

Затем аудитор независимой исламской организации Audhalal даёт положительное или отрицательное экспертное заключение, включающее все аспекты проведённой проверки, и направляет его в Институт Халяль и руководству сертифицируемой компании. В случае одобрения Институтом Халяль, после внутренней оценки и утверждения религиозным департаментом компания получает сертификат соответствия халяль и разрешение использовать марку Garantia Halal de Junta Islamica. Конечно, компания должна подписать контракт с Институтом Халяль, который охватывал бы ясно и конкретно любые вопросы, связанные с правилами использования такой маркировки на своей продукции. Это примерная процедура сертификации халяль, которую мы применяем.

– Какие организации принимают участие в сертификации халяль в Испании, кроме Вашего Института?

– Есть сертификаты халяль, которые выдают исламские центры или отдельные мусульмане на некоторых бойнях и в ресторанах, расположенных вблизи местных мусульманских общин в различных районах Испании, но только одна организация имеет законное право выдавать свидетельства, имеющие юридическую силу, – это Институт Халяль Испании.

– Признаются ли в Вашей стране сертификаты халяль, выданные сертифицирующими органами зарубежных стран, и наоборот?

– За время своего существования Институт Халяль Испании проделал большую работу для того, чтобы получить одобрение и признание марки Garantia Halal de Junta Islamica от других авторитетных исламских организаций и органов сертификации халяль. Благодаря этой работе испанские компании могут экспортировать халяльную продукцию почти во все страны мира.

В случаях когда органы сертификации не являются государственными, мы подписываем соглашения о взаимном сотрудничестве, которые обеспечивают нам условия партнёрства и облегчают работу производителей в сфере международной халяльной индустрии. Мы также активно участвуем в создании фундаментального Международного Стандарта Халяль и внимательно наблюдаем за подобными проектами различных исламских институтов: IHI Alliance,

World Halal Forum, OIC и т. д.

– Возможно ли, по Вашему мнению, создание единой системы сертификации халяль для всех стран?

– Я считаю, что не только возможно, но и необходимо. Наличие ISO-стандарта  в значительной степени облегчит перемещение товаров и услуг на рынке и поможет небольшим исламским организациям, как наша, участвовать в процессе сертификации халяль, предоставляя все виды гарантий. Международные организации, такие как IHI Alliance, должны обеспечить надлежащую реализацию стандарта халяль. Необходимо создать группу экспертов-аудиторов, которые будут консультировать сертификаторов и контролировать использование стандарта.

В странах, где мусульмане являются религиозным меньшинством, необходимо правовое регулирование, которое защитит нас от непрерывной атаки исламофобов, называющих наш образ жизни и пищевые привычки варварскими и примитивными. Необходимо признать стандарты халяль на государственном уровне, что сразу же остановит возможные атаки со стороны представителей ультраконсервативной идеологической позиции, с которой мы сталкиваемся сейчас в Европе.

Биографическая справка

(Марьям) Исабель Ромеро Ариас.

Родилась в 1957 году в Мадриде, с 1981 года живёт в Кордове.

Замужем, мать двоих детей 7 и 9 лет.

В 2003 году официально приняла Ислам.

Работала аналитиком в психосоциологических исследованиях рынка (1982–2004).

В 1982–1991 годах – эксперт в маркетинговых исследованиях, социальный аналитик многих испанских организаций, маркетолог, в 1988–1996 гг. – социальный консультант Enresa.

Консультант Исламского Совета Испании (1994–2009).

Директор проектов испанской Федерации исламских религиозных организаций (FEERI) (2004–2006).

Основатель Института Халяль Исламского Совета (1999).

Генеральный директор Института Халяль с 2004 года.

Имеет ряд научных исследований и публикаций по социологии и этнографии, в том числе исследования андалусской молодёжи и молодёжи города Кордовы, исследования проблем взаимодействия коренного населения и мигрантов, вопросов образования андалусских женщин, социокультурной инфраструктуры в Испании. В числе научных интересов госпожи Ариас – и вопросы становления и развития мусульманской общины Андалусии.

Айшат Опиева