Экономическая система Ислама (Часть II)

Мы привыкли рассматривать Ислам как религию. Однако, изучая её каноны, мы понимаем, что Ислам – это образ жизни со своими правилами, приняв которые мы получим совершенное руководство к жизни.

Мы раз за разом убеждаемся в том, что Ислам выходит за рамки простого выполнения культовых обрядов, он охватывает абсолютно все стороны жизнедеятельности человека и общества: экономическую, социальную, политическую и ряд других, без которых представить современный мир невозможно.

Стабильно функционирующая экономическая система является жизненно важной для общества, во многом определяя его развитие, поскольку потребление товаров и услуг, а также содействие этому общими средствами обмена играют важную роль в предоставлении людям возможности реализовать свои материальные и другие цели в жизни.

Ислам установил некоторые стандарты справедливости и практичности для успешного функционирования экономических систем. Эти стандарты направлены на предотвращение разногласий, которые часто происходят между различными социально-экономическими блоками. Накопление богатства становится естественным последствием участия человека в денежных, обменных, торговых и других финансовых операциях как с физическими, так и с юридическим лицами. Но вышеупомянутые стандарты, в рамках которых деньги также считаются одним из наиболее важных элементов в обществе, тем не менее, определяют их позицию как вторичную по отношению к истинной цели человеческого существования – поклонению Аллаху.

Исламская экономическая система не предусматривает наличия чётко определённой корзины продуктов или суммы денег, объёмов торгового экспортно-импортного оборота и других подобных показателей. Конечно, Ислам не отрицает важности и этих аспектов тоже, но в большей степени увязывает экономическую систему с духовностью.

Известный писатель Бернард Шоу сказал, что экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. В обществе, где действуют законы Ислама, где исламская модель поведения набирает обороты, а люди стремятся жить так, как велит Аллах, абсолютно все сферы жизнедеятельности будут объединены и будут действовать в одном ритме и в направлении достижения довольства Аллаха. Согласно Корану, каждое Своё творение Аллах наделил пропитанием, которое предписано каждому человеку. В хадисе указывается, что четыре вещи уже написаны человеку: «Ризк (пропитание, имущество) человека, день смерти, его деяния, и счастливым он будет или несчастным». Человеку велено зарабатывать на жизнь с убеждённостью в том, что Аллах является дарующим пропитание.

Это положение исключает на корню любые попытки конкурировать за распределение природных ресурсов и денежных средств – каждый получит ровно столько, сколько ему написано. В то время как земля имеет достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить потребности человечества, задача для человека заключается в обнаружении, добычи, переработке и распределении этих ресурсов в пользу тех, кто в них нуждается, – то есть уметь грамотно распоряжаться тем, что даёт Творец.

Ислам представляет собой набор убеждений, согласно которым строятся отношения между человеком и его Создателем, между человеком и созданиями Всевышнего, между человеком и Вселенной, и даже восприятие самого себя в этом мире, отношение человека к самому себе. То есть Ислам регулирует поведение человека во всех проявлениях. А экономическое поведение является одной из разновидностей человеческого поведения.

Источники исламской экономики

Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение) как основополагающие положения Ислама дают руководящие принципы и экономического поведения человека, а также образец того, как должна быть организована экономическая система общества. Таким образом, ценности и цели исламской экономической системы обязательно должны соответствовать принципам, продиктованным в этих фундаментальных источниках. Наша цель – изучить ключевые особенности исламской экономической системы для того, чтобы умело воплотить их в жизнь.

Мы привыкли воспринимать Шариат лишь как положение, регулирующее взаимоотношения людей между собой или как правила совершения обязательных канонов Ислама. Но Шариат регулирует абсолютно всё, что связано с деятельностью человека, в том числе и экономику. Правила, содержащиеся в Шариате, одновременно являются и учредительными и регулятивными, а это означает, что они являются как основой для закладывания новых экономических сетей и систем, так и регуляторами для существующих.

Шариат представляет собой некий масштаб, в рамках которого оцениваются любые действия со стороны отдельных субъектов, общества или государства в отношении их дозволенности. Таким образом, существует пять категорий действий, а именно: обязательные (фарз), рекомендуемые (мустахаб), допустимые (мубах), нежелательные (макрух), и запрещённые (харам). Эта классификация распространяется и на экономические отношения в обществе.

Уже упомянутые нами Коран и Сунна и определяют Шариат, который включает в себя все необходимые правила как руководство к действию для человечества. На их основе учёными разработаны разъяснения, комментарии и рекомендации, реализуемые уже в современных условиях ведения хозяйствования с применением новых форм и методов регулирования, осуществления торговых и денежных операций. И всё же, несмотря на это, Шариат поражает своей универсальностью, ведь даже спустя 1400 лет он является подходящим ко всем явлениям экономики дня сегодняшнего.

Коран, Сунна, иджма учёных и кияс – метод аналогичных рассуждений – являются составными, дополняющими друг друга компонентами Шариата, которые используются в качестве основы для управления экономическими вопросами.

Справедливость

Подводя итог, можно сказать, что исламская экономическая система основана на понятии справедливости. Именно через это понятие можно понять суть норм и правил, регулирующих экономическое поведение человека и деятельность экономических институтов в Исламе.

Справедливость в Исламе является многогранным понятием, и существуют несколько слов, определяющих его. Наиболее распространённым, относящимся к общей концепции справедливости, является арабское слово «адл». Это слово и его многочисленные синонимы означают «право» как эквивалент справедливости – «расставлять всё по местам», «баланс», «умеренность» и «сдержанность».

На практике справедливость определяется как действие, проведённое в соответствии с Шариатом, где соблюдено как материальное, так и процессуальное правосудие, охватывающее помимо всего прочего и экономические вопросы. Основы правосудия вытекают из элементов справедливости, заложенных в Шариате, в то время как процессуальная справедливость состоит из правил и процедур обеспечения достижения справедливости, прописанных в законе.

Понятие экономической справедливости и вытекающие из этого основы справедливого распределения благ среди всех особенно важны, так как являются определяющими характеристиками исламской экономической системы. Правила, объясняющие харам и халяль в экономической сфере деятельности со стороны потребителей и производителей, вопросы взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса, вопросы прав собственности, а также производства и распределения богатств – все они основаны на исламском взгляде на справедливость.

Айша Ахмедова

Экономическая система Ислама (Часть I)