История исламской экономики (Часть I)

 

Сегодня, когда словосочетание «исламская экономика» уже прочно вошло в нашу с вами жизнь, мы редко задаёмся вопросом, а с чего всё начиналось. И всё же, порой взгляд, брошенный в глубь веков, помогает разглядеть туманное будущее. Предлагаю окунуться в историю и вспомнить, как всё было…

Вообще, говоря о развитии науки, трудно представить себе её расцвет без вклада исламских учёных, которые в своих трудах рассматривали не только вопросы фикха, но изучали и экономику, и политологию, и социологию.  Думаю, многие уже убедились в том, что в Исламе есть  ответы на все вопросы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, и в том числе экономические. Конечно, мы не говорим в большинстве случаев о колебаниях на мировых биржах, хотя… И этому тоже есть объяснения в Исламе. Но об этом позже.

Образцом нравственного поведения, воспитания, отношения ко всему и всем для мусульман является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Возможно, богословы меня поддержат, ведь и сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) к 20 годам начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). К этому времени полностью определился род его занятий – он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

Безусловно, в дальнейшем учёные-богословы продолжали исследовать вопросы  шариатского приложения  к экономическим процессам, обосновывая как общие принципы ведения дел, так и раскрывая конкретные характеристики  отдельного экономического явления.

К слову сказать, такие исследования не были редкостью для мусульманского государства. Так, например, по меньшей мере более 20 научных трактатов были посвящены только вопросам налогообложения ранней эпохи Ислама. Правда, до наших дней дошло только три. Первая книга подобного рода принадлежала перу Муавия ибн Убайдула ибн Йасара ал-Ашари.

В череде мусульманских авторов, в чьих работах затрагивалась экономическая проблематика, одним из первых был выдающийся правовед Абу Йусуф Йакуб ибн Ибрахим ал-Куфи ал-Ансари (731–798).

В трудах учёных того времени прослеживается междисциплинарный подход, когда, акцентируя внимание на одном моменте, между собой связываются  и другие, косвенные вопросы. Так, в самой известной книге Абу Йусуфа «Китаб ал-Харадж», представляющей собой методическое и учебное пособие по налогообложению, рассматриваются не только вопросы, касающиеся взимания подушной подати и налога на землю, но и связанные с земле- и водопользованием, государственным управлением и даже преступлениями и наказаниями.

Важной особенностью этой книги является то, что вопросы соотношения государственных доходов и расходов рассматривались сквозь призму  ответственности правителя перед подданными. Дополним и тем, что «Китаб ал-харадж» была написана Абу Йусуфом в бытность его верховным судьёй, по заказу халифа Харуна ар-Рашида.

 В «Китаб ал-харадж» содержится значительное число хадисов – около 550. Однако Абу Йусуф не просто цитирует положения Корана и хадисы – он приводит их в качестве подтверждения собственных юридических выводов.

После Абу Йусуфа было ещё несколько попыток сформулировать основы налоговой системы, соответствующей Шариату. Однако в большинстве случаев они имели компиляционный характер и опирались на положения главной «Китаб ал-харадж», написанной ещё Абу Йусуфом Йакубом ибн Ибрахимом ал-Куфи ал-Ансари.

Анализируя многочисленные налоги и сборы, имевшие место в халифате, Абу Йусуф приходит к выводу, что государство должно по возможности избегать взимания чрезмерных поборов, ибо это, в конечном счёте, может привести к его деградации и гибели. Именно Абу Йусуф впервые сформулировал принципы, ставшие впоследствии классическими для налогообложения: принятие налоговыми органами во внимание способности со стороны налогоплательщика выплачивать налог, взимание налога в удобное для налогоплательщика время, централизация налогового ведомства в государстве и др.

А вот что говорится в книге V «О доходах государя или государства» (глава II «Об источниках общего, или государственного, дохода общества»,  отдел II «О налогах»). Именно в этом отделе знаменитый учёный-экономист Адам Смит вывел знаменитые 4 принципа налогообложения, без которых сегодня не обходится ни один учебник.

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Думается, что комментарии излишни. Мы можем сослаться на классический английский язык, на котором говаривал Смит, но суть выведенных им принципов ясна – они практически идентичны тем, что привёл в своей книге Абу Йусуф.

Но чёткой гранью в воззрениях двух ярчайших экономистов служит ориентирование на конечную цель. Абу Йусуф  выступал противником сдачи налогов на откуп, широко распространённой в мусульманском мире в то время. По мнению учёного, государство, собирая налоги, имеет перед подданными обязательство предоставлять им социальное обеспечение, независимо от того, сколько они платят в казну. Он критически выступал против введения  незаконных, с точки зрения Шариата, поборов, искусно маскированных правителями под налоги.

В свете повсеместного обсуждения принципов толерантности мы не можем не привести выдающуюся по нынешним временам идею учёного, выражавшуюся в  призыве к равенству представителей всех наций и конфессий во всех случаях применения закона, если при этом не затрагиваются базовые принципы Ислама. В частности, указывая на недопустимость притеснять представителей других конфессий при налогообложении, Абу Йусуф ссылался на слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который говорил, что в Судный день он будет свидетельствовать в пользу незаконно обиженного плательщика джизьи (подушной подати с немусульман).  

Учёного всерьёз волновали вопросы государственного управления и справедливого выполнения возложенных на правителей функций и задач, в первую очередь социальных. Ему же принадлежит положение о необходимости при взимании налогов учитывать фактическую возможность со стороны налогоплательщика уплачивать тот или иной налог, предлагая использовать в налоговой практике государства прогрессивную шкалу налогообложения. Замечу, что именно прогрессивная шкала налогообложения, когда ставка налога растёт или падает в зависимости от уровня дохода, признаётся одной из самых успешных, в разрезе стран, применяющих данную систему.  Мы не говорим уже о том, что даже закят, равный 2,5 процентам (по сути плоская шкала налогообложения) имеет тем не менее прогрессию, когда мусульманин, располагающий доходом в 100000 или 500000 будет выплачивать разные суммы налога, но тут вопрос скорее нравственный, поскольку закят уплачивается во имя и ради Аллаха, как выполнение фарза. Что же касается так называемой светской системы налогообложения, то представляется верным применение прогрессивной схемы уплаты налогов, когда богатый платит больше бедного, ведь и в этом можно усмотреть благое деяние.

(При подготовке статьи использовались разработки  ряда исследователей и материалы Интернет-изданий по данной тематике).